Охота на привидений / Ghost Hunt (2006)
ゴーストハント

Аниме о призраках в жанре детектива — редкость, тем боле в декорациях захолустной деревушки. На моей памяти подобных тайтлов всего три: оригинальный цикл «Когда плачут цикады», «Охота на привидений» и «Охота на призраков». Да-да, названия последних двух до смешного схожи, как и годы выхода, но между собой тайтлы не связаны: картины абсолютно разные, так что путать их не стоит. Хотя небольшие сравнения — чуть позже — непременно будут. А пока обратимся к нашему сегодняшнему гостю.
Начну рассказ со структуры повествования, коя разбита на «файлы» — то есть, на отдельные расследования. На раскрытие одного уходит три-четыре эпизода, хотя встречается парочка и покороче. Каждая новая напасть уникальна и не повторяет ходы из предыдущих дел, зато активно использует приобретённый в них опыт. Любопытно это тем, что история ведётся не от лица матёрого охотника на нечисть, а развивается на глазах обыкновенной школьницы Май Таниямы, волею случая ставшей главной героиней. К слову, именно Май — наиболее грамотно вписанный в сюжет персонаж, поелику прочие участвуют во вступительном деле постольку-поскольку. Разумеется, впоследствии их сборище себя оправдывает: массовое взаимодействие (медиумов, жриц, монахов, священников и паранормальных учёных) оказывается единственно верным решением. Но, как ни крути, резкий ввод стольких героев в действие выглядит надуманным, избыточным; кое-кто и вовсе висит мёртвым грузом до самого финала — о чём, впрочем, сами персонажи шутливо посмеиваются.
Теперь — о самих сюжетах детективных «дел». Построены они в духе рассказов сэра Артура Конан Дойля: всё окутано тайной, никто ничего не знает, расследование будто бы заходит в тупик — но не тут-то было. Мудрый Шерлок докапывается до истины и раскрывает её доктору Ватсону под занавес, когда все точки уже расставлены над «ё». И пусть подача местами абсурдна, следить за происходящим крайне занимательно. Что имею в виду? Множество условностей, эдаких сценарных допущений. Некоторые моменты откровенно отдают искусственностью, будто бы некто решил во что бы то ни стало натянуть сову на глобус. К примеру, в сейсмически активной зоне обрушение здания моментально списывается на проделки полтергейстов. Ладно, примем за потустороннюю активность. Но самая вопиющая нелепость — то, что Май до последнего отрицает свои способности и твердит: «Это был всего лишь сон». Хорошо, допустим. Но когда события не просто сбываются до мельчайших деталей в десятый раз, а ещё и сопровождаются чётким разъяснением команды: «Ты — скрытый медиум», — повторение той самой фразы звучит уже не как сомнение, а становится сродни поехавшему бреду (только там погрубее звучит).
И вот что примечательно — при всём вышесказанном, подобные моменты не вызывают раздражения. Их просто подмечаешь да пропускаешь мимо ушей, понеже история — повторюсь! — грамотно выстроена. Хотя без ложки дёгтя не обошлось: аниме совмещает жанры детектива и мистики, но в действительности нагнетается лишь атмосфера расследования. Паранормальщина же по-настоящему включается только в последнем деле, аки «Собака Баскервилей». Кто-то может разочароваться от такого неравного распределения жанров и предпочесть тайтл, где соблюдён чуткий баланс. Например, «Охоту на призраков», где оба направления шествовали рука об руку: и дух дедукции, и нарастающий ужас пребывали в гармонии, не перетягивая внимание друг у друга, рождая идеальный симбиоз.
Теперь — немного про технический аспект «Охоты на привидений».
Во-первых, при всей дешевизне картинки создатели выжимают из неё всё до последней капли: происходящее на экране живое, насыщенное, камера постоянно движется — от банальных приближений до пролётов даже в статике. Всё ради динамики при скромном бюджете. Радует, что обошлись ловкими ухищрениями: пара толковых идей — и результат налицо. Однако всё же визуал порой огорчает: выглядит устаревшим лет на пять, будто вынырнул из начала нулевых. Для сравнения — в том же «Крутом учителе Онидзуке» рисовка куда богаче, а уж сделанное на чистом вдохновении «Фури Кури» и вовсе выделяется на общем фоне. Чего уж говорить о параллельно выходящих «Цикадах». Посему блеклая наружность слегка расстраивает, зато попытка выдать максимум определённо заслуживает крепкого рукопожатия.
Во-вторых, каждый эпизод сопровождается вставками с разбивкой на сутки с эффектом печати на винтажной машинке под соответствующие звуки. Казалось бы, мелочь, а придаёт истории нужную детективную перчинку и чувство продвижения в расследовании — шаг за шагом. Кто-то явно смотрел «Бугипоп никогда не смеётся», ведь там можно заметить нечто подобное — только в упрощённом виде.
В-третьих, звуковое сопровождение — самая бедная часть: его практически нет. Оно включается лишь во время проявления паранормальных явлений, равно как и музыка. Последняя, разумеется, в опенинге и эндинге тоже присутствует — и даже добавляет нужной атмосферы, — но в целом саундтреки чуть боле чем скромны — почти монашески аскетичны.
В-четвёртых, раз уж затронули начальные и конечные заставки: заглавная тема состоит из переделанных под анимацию реальных кадров (ещё разок перекликаясь с оригинальным «Бугипопом», где всё выполнено в той же манере), а финальная — из титров под сходную по стилю песенку на фоне звёздного неба в духе загрузочного экрана No Man’s Sky.
И наконец — визуализация нечисти. Тут всё отменно: сэкономленные монеты вложены в эффекты для призраков, полтергейстов да прочих ужасов ночи. Выглядят они сочно, местами пугающе, ещё и завывают как следует — нагнетая напряжение до упора.

В заключение — несколько медовых од об «Охоте на привидений». При всех шероховатостях и скромном бюджете создатели постарались на славу и выжали максимум из возможного, подарив зрителю приятное для знакомства детективно-мистическое аниме — и это отрадно. Персонажи в нём не пустышки, у каждого — своя история, раскрывающаяся по мере развития сюжета, оттого отношение к ним становится всё теплее к финалу. Да, тайтл звёзд с небес не хватает, по началу слегка буксует, но свою нишу занимает уверенно — и чувствует себя в ней весьма уютно.