Школьные дни / School Days (2007)

スクールデイズ

Порой высокие оценки достаются тому, что яйца выеденного не стоит, а действительно достойные произведения получают обидно низкий балл и шквал критики. «Школьные дни» — один из таких тайтлов. Он валяется на дне рейтингов, но статистика говорит об ином: сообщество расколото на три лагеря. Одни ставят единицу, другие — среднюю оценку, а третьи, как я, сыплют десятками. Так отчего ж такой разброд во мнениях?

Начнём с первоисточника. «Школьные дни» — адаптация одноимённой визуальной новеллы. С оригиналом я пока не знаком, зато давеча прочёл мангу — и, признаюсь, там сюжет уходит в совсем другую сторону. Финал, впрочем, ничуть не мягче — всё такой же суровый. Но сейчас нас интересует не столько сюжет, сколько персонажи. И вот здесь — ключевое отличие: в манге Макото Ито вызывает сочувствие. Он куда боле человечен, попросту приятен как личность. А вот в аниме перед нами предстаёт откровенный мерзавец, по-народному — мудак, кой мыслит исключительно причинным местом, и все беды происходят, по сути, от давления жёлтой воды на голову.

Причина сего поведения проста: перед нами — патологический врун. Местами создаётся впечатление, будто Дмитрий Дьяченко вдохновлялся именно Макото-куном, придумывая модель поведения Максима Лаврова из «Кухни». Сравнение, смею заверить, боле чем уместное: оба лгут в любой непонятной ситуации, игнорируют чувства окружающих, мучают близких сердцу женщин и — венец их бытия — упорно не признают вины. К финалу у Макото вовсе заедает пластинку: «Да что же такое? Почему я страдаю? Я ведь никому ничего плохого не сделал!» Для полноты картины не хватает лишь порвать на себе рубаху — для усиления накала самопожалейки. Хотя где-то в оном потоке самооправданий и мелькает проблеск рефлексии, но его тут же смывает извечное заблуждение болезненной овцы: «Я страдаю: должен быть кто-нибудь виноват в моём страдании». Однако, справедливости ради, кульминация показывает: не всё на совести Ито. Правда, даже не будучи первопричиной всех бед, наш герой ведёт себя преотвратительно, думая лишь о личном благе. Потому-то публика и заклеймила тайтл как известное содержимое лопаты. Заслуженно ли? Уверен, что нет. Да, Макото мерзок по натуре, но он жизненный. В отрочестве я знавал подобных индивидов, кои — увы! — ничуть не изменились с годами и ныне уселись у разбитого корыта, в окружении отрывков из обрывков былой «славы».

Вот тут меня и осенило. Суть тайтла не в том, чтоб просто показать мудака, а в том, чтобы препарировать его, разобрать по косточкам и выставить напоказ, как анатомический экспонат: мол, вот, юные умы, так жить в здравом обществе не надо. Парням — как антипод истинного джентльмена, яркий пример деструктивного элемента. Девушкам — как наглядное предостережение: не строй отношений с таким, ежели не хочешь погрузиться в глубокую депрессию и озлобиться на весь мужской род, да так, дабы в конце — морально деградировать и получить путёвку до курорта имени Кащенко. В прямом и метафорическом смысле.

Кто-то возмутится: «Минуточку, да это же просто эччи!» Казалось бы, да. Но «Школьные дни» — вовсе не глуповатая полуэротика, а серьёзная драма с по-настоящему сильными моментами, способными зацепить любого. Мальчикам — живописные кадры прекрасных дев под призмой хитроумных ракурсов, юным леди — любовная линия, развивающаяся куда хлеще, чем в «Дороге юности» аль «Скажи: „Я люблю тебя“», а по духу в сто крат витиеватей, нежели в том же «Домекано».

Пошлость и драма здесь идут рука об руку, находясь в чутком симбиозе. Их нельзя разделить, не потеряв сути. Всё из-за бешеного темпа повествования: первые три серии пролетают как типичный гаремник, а уже к четвёртому эпизоду градус напряжения взмывает к небесам — и не отпускает до самого конца, лишь однажды дав вздохнуть полной грудью. Просмотр — настоящее испытание на выносливость. За раз глянуть не выйдет. Минимум нужны регулярные паузы на «отдышаться», иначе сюжетные удары просто нокаутируют своей бурной энергией. Или, может, я столь морально обнищал и обессилел, да не способен стойко выдержать подобное напряжение без лишнего глотка воздуха и минутки тишины, дабы привести мысли в порядок и унять возмущение от увиденного. В любом случае, кто ещё не понял: просмотр «Школьных дней» даётся тяжело, но — приятно тяжело.

Отдельной похвалы заслуживают второстепенные персонажи. Они разные, на любой вкус и цвет — по 2D-богине каждому. От внешности до душевной структуры. К слову, мужских персонажей всего два. И, казалось бы, у нас тут не визуальная новелла: зачем столько героев, коли мы следуем одному руту? А вот зачем: поначалу многие кажутся проходными, «галочными» реверансами новелле. Но как только зрительская бдительность притупляется — они вдруг ловко выходят на передний план, превращаясь в ключевые фигуры. Не «ружья Бондарчука», нет — чеховские. Шайка-лейка во главе с Отомэ, к примеру, исчезает на пять серий, воеже вернуться и спровоцировать одну из важнейших сцен в развитии Котонохи, что в финале станет завершающей каплей в становление характера, либо, скорее, её окончательным падением. Каким именно — не скажу. Не буду спойлерить. Всё, молчу — иначе непременно ляпну лишнего и испорчу кому-то открытие коробчёнки со страшным «сюрпризом» внутри. Скажу лишь: отвал кабины гарантирован всякому, кто узрит жатву коллективных трудов сея банды дев.

О техническом аспекте долго разглагольствовать не стану: картинка приятная, эмоции живые, всё нужное визуализировано прекрасно — ежели вы понимаете, о чём я. Лично меня выбивает лишь эффект «выгорания кадра» — приём, коего терпеть не могу (мой личный бзик). Уже тысячу раз повторял: приём посредственный. Кому такое нравится? Непонятно. Вон, недавняя «Провожающая в последний путь Фрирен» им страдает, любимая же «Форма голоса» и вовсе насквозь им пропитана. А вот звуковое сопровождение и музыкальное оформление — отдельный вид искусства! Саундтреки создают атмосферу мистического триллера, а не банального гаремника. Выбор авторов может показаться странным, но он велелепен в своей самобытности — гениальное решение.

Теперь немного о минусах. Во-первых, поезда судьбы: герои постоянно сталкиваются с неприятными сценами в несущемся на 300 км/ч синкансене. Хорошо, допустим. Но глупость — в другом: огромный мегаполис вдруг сужен до масштабов деревни, где вероятность встречи стремится к ста процентам. Во-вторых, ONA и две OVA  — чёрт-те что. Пилот, снятый другой студией, ещё ладно — есть у него свой шарм. А вот дополнительные эпизоды — сплошная каша. И к сюжету, и к фансервису отношение имеют постольку-поскольку. Их существование вызывает лишь недоумение. И, наконец, главный ужас: пляжного эпизода нет. В манге был — пусть и без Кацуры. Здесь же только поход в бассейн. Обидно.

Кадр взят с сайта Shikimori

Подводя итог: «Школьные дни» — свод негласных правил, как нельзя себя вести с другими людьми и с кем лучше вовсе не связываться. Чем заканчивается подобное — предельно наглядно показано. Авторы не стесняются, говорят прямо: в лоб и по лбу. И показано оное красиво, ярко, порой даже трагически прекрасно. Перемножьте на атмосферу безнадёжности и велелепную музыку — и поймёте, почему этот тайтл, несмотря на отвращение, достоин внимания. Его стоит увидеть хотя бы раз. Да, я понимаю: в основу положена одна из самых жёстких концовок визуальной новеллы. Но именно потому аниме выигрывает. Пустой хэппи-энд здесь был бы сродни преступлению. Жаль, конечно, Котоноху-чан. Её шпыняли от начала и до конца... а потом... Всё, всё, опять меня понесло — молчу. Главную кульминационную интригу оставлю под пеленой тайны, дабы каждый воочию узрел финал. Уверен: увиденное никого не оставит равнодушным.

Оценка — 10 из 10

Поделиться
Отправить
Запинить