Пойман с поличным / Caught Stealing (2025)

«2 Russians, 2 Jews and a Puerto Rican walk into a bar...»

Гений на то и гений, чтоб после сотворения великого направить свой взор в новое, неизведанное русло, и натворить там делов, аки слон, впервые зашедший в лавку чудес. Видимо, так и подумал Даррен Аронофски после оглушительного успеха фильма «Кит», когда садился за съёмки следующей, причём — важно заметить! — комедийной картины «Пойман с поличным». Правда, где там эти «хиханьки» да «хаханьки», я так и не понял: даже все титры выждал — да так меня ничто по-настоящему и не «рассмешило». Хотя... вдруг те расовые стереотипы — и есть шуточная составляющая, что должна веселить зрителя до слёз и надрыва животика? Как там на постере накарябали: «Заходят как-то два русских, два еврея и пуэрториканца в бар». (К слову, локализаторы не поскупились на ошибки, поелику должен был быть просто «пуэрториканец» — один-одинёшенек, написано-то в единственном числе. Эх, сегодня гуляем! И так сойдёт. Да?) На забугорном же плакате красуется второй, куда мене язвительный слоган: «Мальчишка из маленького города, большие проблемы большого города» — весь сок там в игре слов между «town» и «city». Ладно уж, не станем переливать из пустого в порожнее. С кем не бывает — жаждал снять криминальный боевик с элементами комедии, а вышли лишь триллерные мотивы. Наверное, пошли они даже на пользу — куда лучше, нежели глупые потуги в виде «юморесок» уровня «Терминатора: Генизис». Увы, оная «неясность» — не последняя проблема кино, ведь есть и куда хуже. А какая именно — сейчас я вам и поведаю.

Даррен Аронофски (Darren Aronofsky, род. 12 февраля 1969, Бруклин, Нью-Йорк)

Главная беда «Пойманного» — отсутствие внятной мотивации у центрального персонажа Хэнка Томпсона, героя Остина Батлера. Когда всё достаётся задарма, как данность и должное, это воспринимается «богом из машины», что обычно говорит о сценарной импотенции, хотя сюжет у фильма прописан вполне нормально — достойно и вдумчиво. К примеру, дуга характера развивается и проходит незримой нитью сквозь повествование — по множеству мелких аспектов, кои в конце складываются в долгожданную трансформацию героя. Происходит сея перемена со слезами на глазах, понеже финал, после всего мрака, показан на мажорной ноте — как нечто неопределённое, но с ярким указанием на чистый лист будущей жизни. Казалось бы, при таких данных всё должно быть прекрасно, тогда о какой невнятной мотивации-то шла речь? В том и суть перчинки: то, как Хэнк, доходит до своего перерождения, выглядит крайне странно. За это время с ним успевает произойти многое: от потери целой почки в результате побоев до гибели возлюбленной Иванки (в лице Зои Кравиц). Первое — в наказание от одних, второе — в назидание от других. Весёлые будни. А ему — хоть бы хны: невозмутимое, железное лицо, натуральный кремень. Подобные события зачастую приводят к страшнейшим последствиям: человек звереет, преисполняясь праведного мстительного гнева. Вспомнить хотя бы того же оригинального «Олдбоя». В нашем же случае бывший спортсмен, насмотревшись и, пожалуй, даже чересчур вдохновившись свежевышедшей «Беги, Лола, беги», начинает бегать туда-сюда, обратно — и так до самых титров, будто бег трусцой способен заменить катарсис. (Ещё бы к Кирке заглянул на огонёк — для очищения души.) Отсюда вытекает, что каждое последующее действие, в принципе, зависит от кого-то стороннего; сам же Хэнк просто напарывается на них, как на неожиданную монетку, блеснувшую в чистом поле в разгар сражения. Притом что даже изначальный сыр-бор, произошедший между ним и русскими хлопчиками из-за желания «прикрыть» соседушку по лестничной клетке, ничем не обоснован: два персонажа не показаны закадычными друзьями — они просто соседи, что перекидываются парой слов при встрече — и всё. Коль первое худо-бедно можно свалить на эффект от алкогольного опьянения, аки усиления, как от зелья храбрости, то откровения основной канвы скрыты пеленою тайны, коя попросту портит впечатление от увиденного, делая Хэнка «эмоциональным овощем», сродни легендарному Томми.

Остин Батлер (Austin Robert Butler, род. 17 августа 1991, Анахайм, Калифорния)
Зои Кравиц (Zoë Isabella Kravitz, род. 1 декабря 1988, Лос-Анджелес, Калифорния)
Кадры взяты с сайта IMDb

Вкупе мы получаем подлого мерзавца и пьяницу, который осознаёт свою гнилую натуру и начинает жизнь с нуля, будто по взмаху волшебной палочки, имея для второго шанса на счастье в кармане пару миллионов долларов. Для трезвости, похоже, теперь достаточно потерять близкого человека, часть органов да лениво покучумать, шаркая взад-вперёд, в холоде, голоде и страхе за собственную шкуру около недельки? Причём всякий персонаж ленты, кроме Батлера, имеет — чёрт побери! — мотивацию, пусть и пресловутую. Например, Доктор Кто в образе панка Расса, изначальный виновник всего, хотел увидеться с умирающим отцом, потому разом всё бросил да укатил в Великобританию на несколько дней, никому ничего не сказав. Продажная детектив Роман, в исполнении Регины Кинг, норовила заработать на старость, чтоб после выхода на пенсию не вернуться обратно в родную нищету. Лев Шрайбер и рядовой Куча, в амплуа братьев мясников-людоедов, желали просто-напросто воротить назад принадлежащее им. Почему все вокруг получили топливо для двигателя своих деяний, а наш бейсболист — нет?

Мэтт Смит (Matthew Robert Smith, род. 28 октября 1982, Нортгемптон, Англия)

Реджина Кинг (Regina Rene King, род. 15 января 1971, Лос-Анджелес, Калифорния)

Лев Шрайбер (Isaac Liev Schreiber, род. 4 октября 1967, Сан-Франциско, Калифорния)

Винсент Д’Онофрио (Vincent Phillip D’Onofrio, род. 30 июня 1959, Бруклин, Нью-Йорк)

Ежели пораскинуть мозгами, то вышесказанное — едва ли не единственный минус картины. В остальном же она крепко сложена по всем пунктам. Хотя... нельзя не упомянуть постоянные переигрывания Кукушки. Будто бы на актёра возложили роль «местного клоуна», дабы тот отвечал за ту самую комедийность. Прочие же лица и морды — прекрасны. Да-да, в кино почётное место в касте забронировано за котиком Тоником — с нехилым таким послужным списком: самого восставшего кисю из «Кладбища домашних животных» сыграл! И нет, не в оригинале — в ремейке, а то подумаете ещё чего неладного про пушистого кусаку.

Никита Кукушкин (Никита Андреевич Кукушкин, род. 14 ноября 1990, Москва)

Тоник (Tonic, прочие биографические данные засекречены ЦРУ)

Уве Болл (Uwe Boll, род. 22 июня 1965, Вермельскирхен, Кёльн)

Вот и впал я в думы, пригорюнившись: стоит ли вообще останавливаться на технической составляющей? Про неё и сказать-то особого нечего, кроме того, что всё сделано на твёрдую четвёрочку. Во-первых, картинка приятна глазу: полублёклые цвета — самое то под минорное настроение сюжета. Во-вторых, структурно композиция выстроена грамотно, без лишних сцен: любое действие имеет сюжетно важный и обоснованный фундамент. В-третьих, операторская работа да монтаж хороши — без изысканий, зато уверенно выдержаны, равно как и звуковое сопровождение с музыкальным оформлением. В целом, чего ещё ожидать от 40 млн. $ бюджета при учёте звёздного каста, пусть и без талантов первой величины? Удивительно: вот дали человеку скромную монету — так она вся видна на экране. Ну не чудесно ли? Так и хочется похлопать по плечу и крепким рукопожатием поблагодарить за достойные труды. Элементарно, многие не способны и на такие-то бодрые среднячки при двух-, а то и трёхкратных суммах, отданных в потные от радости ладошки. Да, Уве Болл?

Кадры взяты с сайта IMDb

В итоге перед нами оказывается нечто поразительно самобытное: не какой-то развлекательный многомиллионный блокбастер, а криминальный боевик с намёками на тонкую социальную подоснову и пачкой хитросплетений в духе «Счастливого числа Слевина». Плевать, что местами не вышел, плевать, что временами имеются сценарные допущения, — главное, ими не пробито критическое дно, когда количество проблем ежесекундно множится на экране со скоростью света. Нет, у нас всё с чувством, с толком, с расстановкой. И пусть кассовые сборы провалились — уверен, фильм делался не ради наживы, а для удовлетворения внутреннего рассказчика творца. Но... поведал ли Даррен Аронофски нам свою историю? Да, вполне себе, пускай и с налётом стиля Гая Ричи, когда каждый криминальный персонаж произведения находится на своём месте и выполняет определённую функцию, присущую его архетипу. Ведь «Пойманный» смотрится бодрячком, не вызывая тошноты или противоречий от увиденных событий. Даже самые глупые места заставляют улыбнуться и воскликнуть в воздух: на Кукушкина опять напал приступ актёрской игры — пожалуйста, вызовите ему Станиславского, на край — Чехова, чтоб переучил. Говоря простым языком: никакого негатива «Пойман с поличным» не вызывает, смотрится легко да непринуждённо и не оставляет после себя чувства зря потраченного времени, ибо зрителя порадовали как минимум прелестями Зои Кравиц, а как максимум — возвращением рядового Кучи на большие экраны, до кучи ещё и с Саблезубым напарником в придачу. Ух, красота-то какая — радостно.

Гай Ричи (Guy Stuart Ritchie, род. 10 сентября 1968, Хатфилд, Англия)

Оценка — 7 из 10

Поделиться
Отправить
Запинить