Адзуманга Дайо / Azumanga Daiou The Animation (2002)
あずまんが大王 THE ANIMATION
Комедийные аниме, где всё крутится вокруг забавных жизненных ситуаций, сегодня — может, не большая, но всё же достаточная редкость. Хотя ране это был не просто жанр, а целый вековой столп, особенно в начале 2000-х. Причём основанием, аки монолитным фундаментом, всего была идея. Да-да, именно истовое желание рассказать свою историю в те года было во главе угла — эдаким тайтлообразующим центром. Бриллиантом тех времён, бесспорно, является «Адзуманга Дайо» — притом не только как представитель «каких-то там» комедий, но как одна из ярчайших жемчужин всего аниме-десятилетия в целом. Да, кого я обманываю?! «Адзуманга» и поныне занимает достойное место в сонме всех вышедших произведений японской анимации XXI века. Давайте же разбираться, за что её так сильно любят и до сих пор вспоминают с теплотой на душе.
Перед тем как мы продолжим, хочу сделать важную оговорку: вся мною сказанная речь пойдёт исключительно о тех комедийных аниме, что исполнены в эпизодичном формате. То есть: минимум — когда одна серия разделена на несколько сцен, кои не связаны между собой, но самодостаточны; максимум — когда вся серия посвящена одной забавной истории. Представителем первой когорты как раз-таки и является наша «Адзуманга», а от второй назову бриллиант из 90-х — «Голден Бой». Именно по этой причине я никак не буду касаться таких замечательных аниме, как, например, «Школа-тюрьма» али «Необъятный океан». К слову, последний наконец-то обзавёлся долгожданным продолжением — и, увы, за последние лет пять это единственная на моей памяти полноценная гэг-комедия со времён выхода «Бездельных дней старшеклассницы» в 2019 году. Теперь-то, уверен, каждый понял, о чём я толковал в начале, сетуя на вырождение жанра.
Ближе к делу, а точнее — к «Адзуманге». В чём её прелесть? В том, насколько уморительные ситуации мы в ней наблюдаем. Главной особенностью является то, что происходящее завязано исключительно на женских «штучках». На минуточку: из всех действующих персонажей мужчиной является только один — Кимура, классный учитель параллельного класса. Он, с одной стороны, выставляется законченным извращенцем, с другой же — противопоставляется как на редкость добрый, отзывчивый и весьма положительный человек. И да, изредка появляющийся в кадре одноклассник Оояма не в счёт. (Он, право, сравним с мальчиком-деревом из школьной постановки: где-то там есть, что-то там говорит — и ладно.) Так вот, о чём это я? Ах да, о сути юмора. Заключается она в том, что девичьи тонкости показаны хоть и глазами самих героинь, но всё же — так, как их понимают парни. Разумеется, не в полной мере, а лишь отчасти. Киёхико Адзума, автор манги, думается мне, сделал подобное затем, дабы смотреть было интересно всем: и джентльменам, и леди. И попросту чтоб каждый нашёл в тайтле нечто родное. Тут вам и миленькая Чиё-чан, и две разнохарактерные учительницы Минари да Юкари, и высокая, женственная спортсменка Сакаки, и её противоположность в юбке — пацанка Кагура, и отличница в очках Коёми, и баламутная двоечница Томо, и, наконец, мой личный фаворит — не от мира сего, чарующая Осака. Вокруг этой восьмёрки и крутится весь сюжет.
К слову, почти через двадцать лет оказывается, что Чио-чан всё ещё ходит в школу в своём персональном аниме. Шучу, конечно — персонажи никак не связаны, кроме как созвучием имени и лёгкой внешней схожестью. В любом случае, команда собралась разношёрстная и крайне примечательная. Наблюдать за их приключениями — сплошное удовольствие. Пусть ближе к финалу и проскальзывают минорные ноты: девы готовятся к выпуску и вступают на путь взрослой жизни. Как тут не растрогаться? Момент действительно грустный, пробивающий на слезу. Но именно такого конца и заслуживает «Адзуманга» — жирной точки, радости сквозь слёзы. Достойный финал для не мене достойного тайтла.
Рассказывать же обо всех гэгах детально — смысла нет, ибо их нужно видеть, иначе никак не понять всей их прелести. Посему переходим к техническим аспектам.
Во-первых, прекрасный визуальный стиль. В нём сочетаются простота и внимание к деталям, порождая велелепный симбиоз. Почему нельзя назвать его «в духе старой школы»? Понеже он и есть та самая старая школа — нестареющая классика, откуда и поныне черпают новые идеи. Например, тот самый упрощённый образ Сайтамы из «Ванпачмена» — как наследие таких эстетик. Исполнение же в целом для 2002 года — не просто достойное, а поистине высококлассное.
Во-вторых, звуковое сопровождение и музыкальное оформление — на запредельной ступени. Казалось бы, зачем изобретать колесо, когда вокруг уже автомобили? Ан нет, авторы экранизации пошли дале и изобрели космический корабль: каждый шорох, каждое незначительное действие реализовано так, что натуральный мёд в уши. Особенно в моментах буйства эмоциональных гримас. Причём звучат они не наобум, а только тогда, когда усиливают сцену. Ежели прибавить к сему ещё и чуткие саундтрэки, выходит очередной велелепный штрих к общему портрету.
В-третьих, стоит особо отметить опенинг и эндинг. Как часто бывает, что вы смотрите титры с неподдельным удовольствием? Так вот, у «Адзуманги» именно так. Хотя заглавная песня сначала может показаться странной, но эпизоду к пятому, ручаюсь, вы начнёте напевать её коли не вслух, то уж точно про себя.
По итогу я молвлю громко и справедливо: «Адзуманга Дайо» — поистине шедевральное произведение во всех отношениях без исключения. С момента её выхода прошло боле двадцати лет, а она всё ещё удивляет и трогает своей свежестью — в частности тех, кто видит её впервые. А для «старичков» — и вовсе драгоценная кладезь: можно подмечать всё новые и новые тонкости, коих каждый раз будет набираться вагон и маленькая тележка. Кто ещё не понял: «Адзумангой» можно и нужно наслаждаться до бесконечности. От неё вообще не устаёшь, а лишь радуешься каждой новой находке — особенно, ежели она связана с Осакой.