«Лазарь» Синъитиро Ватанабэ: футуристичный детектив в духе «Ковбоя Бибопа»?
ラザロ

Весенний аниме-сезон в самом разгаре, и вот в субботу вышел первый эпизод долгожданного нового произведения от автора «Ковбоя Бибопа» — Синъитиро Ватанабэ, который вновь решил коснуться темы детективного расследования из будущего, только уже в рамках собственного тайтла. Правда, на сей раз будущее не столь отдалённое, куда боле приземлённое к нашим реалиям: внешне и вовсе напоминает стилистику фильма «Я, робот», только нарисованную — так и хочется сказать, что с привкусом «Марс Экспресса», где показано было то же самое: одни машины чего стоят, да и общие планы города впечатляют. Даже имеется свой карикатурный Уилл Смитт: горячий чёрный мужчина в очках, как у Гарри Поттера, одетый в американский мундир времён войны за независимость — да с футуристичным револьвером наперевес.
Ладно, закроем глаза на прямое черпанье вдохновения и сосредоточимся на том, о чём нам успели поведать во вступительных двадцати минутах. Спойлер-спойлер: одновременно вагон и маленькая тележка событий — и попросту ничего определённого. А ведь заявлено всего каких-то тринадцать серий. Хватит ли их для детального раскрытия сюжета? Попробуем поразмыслить на основе увиденного.
Пролог хорош тем, что вместо скучных титров с именами всех причастных к созданию ленты в нём кратко, но доходчиво рассказывается о местном мироустройстве: мол, прогресс вот каких высот достиг — никакой больше боли! Звучит странновато, ибо речь идёт конкретно о победе над физической болью. И нет, людям не начали повально раздавать морфий — хотя местное лекарство ничем не лучше, ведь тоже вызывает привыкание. В чём его преимущество — я так и не понял. На прозрение остаётся ещё двенадцать эпизодов.
Завязка строится на внезапном безумии доктора, кой изобрёл те самые волшебные пилюли. Оказывается, лекарство вовсе не спасает, а убивает — и начнутся смерти ровно через месяц, ежели никто его не найдёт. Тут сразу два примечательных момента. Во-первых, громкая тирада транслируется в открытую по центральным новостям и выводится на все билборды мегаполиса. Видимо, в будущем цензура упразднена, и резкая реакция публики — дело обычное. Митинги вспыхивают тут же. Кто бы мог подумать, да? Во-вторых, учёный заявляет, дескать, не хочет играть в Бога. Вопрос: для чего тогда кровь из носу надо искать по всему земному шару столь деловую колбасу? Понимаю, из-за антидота — но выходит ровно противоположное, противоречащее его же собственным словам. Впрочем, зрителю пока не раскрыли ничего боле, потому запишем это не в сценарную халтуру, а в «ловко» обыгранную черту характера главгада — типичного психопата с манией величия, говорящего о возвышенном. Ход заезженный, зато рабочий.
Вот что следует далее — ни в какие ворота. Ярмарка халатности, глупости и идиотизма. С каких пор охрана тюрьмы вооружена боевым оружием [пистолетами]? Допустим. Но одиночное сопровождение особо опасного преступника на свидание, где тот благополучно сбегает благодаря безалаберному подходу — это уж, позвольте, чрезмерно. Подливает масла в огонь заявление самого героя, мол, подобное он проворачивает регулярно. Какая должна быть реакция у вардена на свободолюбивого гостя? Запрет всех благ и свобод? Нет, мы не варвары. Но заковать с ног до головы — ну хоть стреножить, как ездовую кобылу — разве нет? Увы: лишь жалкие наручники, да в качестве сопровождающего — клинический дурачок. Удивительно, как при таком беспечном подходе местные осуждённые ещё не дали дёру гуртом на волю.
Безусловно, всё происходящее — красивые кадры под бойкую музыку. Правда, скорее в духе мафиозного боевика, будто включил «Шумиху!», а не футуристичное аниме «Лазарь». Ежели говорить по существу, то «побег» — странная сцена. Охрана с боевым оружием не просто носит его на поясе, а готова к активному применению для подавления беспорядков, при этом отказывается стрелять тогда, когда до решения проблемы — немного-немало — вытянутая рука: пуля в лоб и тело в ящик — всё. Зачем-то начинают идти врукопашную. Вопросы от такой чехарды глупостей множатся молниеносно. Помнится, нечто подобное я наблюдал в «Крейвене-охотнике»: крутой паркур, толпа статистов, эффектный побег — снято как под копирку. Разница — только в климате, да в том, что в Серёжу палили в упор из автоматов — и не попадали.
Роднит два произведения и то, как «положительный» персонаж избивает ни в чём не повинных мальчиков-болванчиков между делом. Понимаю, за бестолковость можно и подзатыльник выписать в назидание. Всё-таки в местной реальности боли нет, равно как и страха. Минуточку... нам крупным планом же показали обратное: прямую реакцию «защитников» на удары — как будто боль таки проходит. В реальности существуют люди с врождённой анальгезией — беда отклонения в абсолютно нулевой реакции при получении каких-либо травм. Проблема кроется в неспособности осознавать угрозу, даже смертельно опасную. Солдат во времена войн подобным пичкали. Ужасная, мерзкая и отвратительная штука. На секунду представим мир, где так живут сто процентов населения. Насколько же жуткой была бы жизнь. Но о правильности али неправильности пока судить рано — концепция требует раскрытия. Повторюсь: впереди ещё двенадцать эпизодов.
Наконец, погоня завершается — параллельно заканчивается представление «банды-детективов», можно перевести дух. Зрителю дают возможность преспокойно переварить увиденное. Но не успели отдышаться — начинается новая гонка. И вновь буйство красок, живописность преследования. Заметил забавный факт: кто-то явно смотрел французские фильмы про паркур середины 2000-х. Прям чувствуется дух оригинальных «Ямакаси» да «13-го района». К сожалению, как бы ни было красиво, а две погони не хило выматывают. Даже показалось, что экшеном просто затыкают хронометраж, будто скрывая отсутствие внятного развития сюжета. Оставим подозрения в разделе «конспирологии» — может, будущие серии расставят всё по местам, либо же навялят порцию доказательств моей теории.
Теперь — о технической стороне. Рисовка приятная, но цветовая палитра чрезмерно серая. Подобный визуал мне нравится, правда, в случае «Лазаря» не хватает каких-то тонких, дополняющих кадр акцентов — хочется увидеть эдакий «луч света в ночи»: оттенка, что придаёт теплоту или холод. Вот с 3D-графикой всё однозначно хуже: её немного, зато там, где она есть — сразу начинается глазная боль. «Изысканно» исполнен весь транспорт, попадалась ещё парочка двухсекундных сцен видов архитектуры. Печаль в том, что движения отрывистые, угловатые, без плавности. На общем фоне — словно инородная «чуда-юда». Видимо, Adult Swim после «Спирали» решили подойти к расходованию бюджета боле рассудительно. Ну и пару слов о звуковом сопровождении. Саундтрэки хороши, но подобраны мимо кассы — вообще не в тему: не усиливают атмосферу, а, наоборот, сбивают.

Подведу окончательную черту. Синъитиро Ватанабэ создал своеобразный клон «Ковбоя Бибопа» в оболочке «Эхо террора», добавив по кусочку из каждого своего детища. Тут и футурология в духе «Ergo Proxy», и безумный экшен а-ля «Самурай Чамплу», и шутки сродни «Космическому Денди». Продолжать список можно долго, но суть и без того ясна. Разумеется, я могу заблуждаться — и увиденные двадцать минут окажутся пустым пшиком в бесконечность, ведь дальше нас ожидает мощный сюжет. Буду рад ошибиться. Пока же — увы! — скажу: много шума из ничего.