Юри на льду / Yuri!!! On Ice (2016)
ユーリ!!! on ICE

В аниме есть свои условности жанра, т. е. определённые тайтлы подходят либо больше для мальчиков, либо же сделаны с уклоном для девичей аудитории. Но всегда остаётся окно «возможности», когда зритель волен преспокойно заглянуть в то удивительное место, где ему, так скажем, не положено быть, и найти там истинный «священный Грааль». Например, как было у меня с «Апельсином». Кто в здравом уме станет спорить, что он рассчитан на прекрасную половину человечества?! Никак не на нас «бесчувственных чурбанов». Тем не менее произведение в любом случае остаётся целостным, структурно правильным и самое главное — интересным для всех, безо всяких излишних допущений по типу «ладно и так сойдёт». К чему завёл такую тираду? Сегодня у нас вновь на рассмотрении лента со штампом «рассчитано на девочек». Притом не абы какая, а спортивная драма о железной воле и несгибаемом духе, даже ежели ты уже давно в состоянии «пенсионного возраста», хоть тебе и всего 23 года — для профессионального уровня в фигурном катании ты уже старый дед и точка. Звучит прекрасно, не так ли? Вот сейчас и узнаем: «Не врут ли нам афиши?»
Главная проблема «Юри на льду» в том, что авторам не удалось должным образом ответить зрителю на вопрос: «Насколько фигурное катание тяжёлый вид спорта?» На минуточку, это ведь центральная идея всего аниме (популяризация того вида спорта, о котором идёт речь). Лично я остался с тем же мнением, с каким был в самом начале: простое катание на коньках и всё, чего в нём такого особенного? Притом что процесс подготовки к соревнованиям показан довольно чутко, действительно веришь в эмоциональное напряжение и тот самый «последний шанс» хоть немного ещё побыть на олимпе славы перед завершением карьеры. Но зачем трудности, да? Проще взять поджанровые особенности «сёнен-ай», находящихся на грани от перехода в полноценный «яой», да кинуть столь вкусную косточку женщинам на затравочку.
Вспомним «Вольный стиль!!», исполненный в похожем ключе, как пример аниме про спорт здорового человека. Там за двенадцать эпизодов нам успевают показать и стремление героев к победе, и сложность водных тренировок, и растущую дружбу внутри коллектива, и взаимоотношения с прочими командами, притом не забывая о развитии всех центральных персонажей (их там, кстати, не менее семи, ежели мне не изменяет память). О чудо, трепетный подход дал свои плоды, ведь я действительно поверил в то, что проплыть, казалось бы, какие-то жалкие «50 метров» — далеко не раз плюнуть, нужна серьёзная подготовка, уж промолчу про куда боле длинные дистанции. Как вишенка на торте, не стоит забывать, всё показано исключительно в контексте серьёзного «школьного уровня», отчего когда проговаривают о мировом профессиональном рейтинге, то глаза улетают куда-то в район лба от удивления.
Возвращаемся к нашему «Юре» и видим, как за те же двенадцать серий нам, по сути, не показали ничего, хотя успело пройти столько разноплановых событий: и неудача вначале, что могла стать краеугольным камнем, и знакомство с местным #1, который под впечатлением соглашается тренировать нашего дедушку, и встреча с юным дарованием, ставшим позже нашим главным соперником, и те самые моральные терзания, кои чуть не довели до хлопка дверью, и, наконец, громкий финал, где мы видим квинтэссенцию всего показанного, как подведение итоговой черты. Звучит замечательно, не так ли? Увы, лишь на первый взгляд и под призмой анализа. В чём же тогда проблема? Ответ прост: авторы решили пойти по лёгкой дороге, воспользовавшись универсальным излюбленным методом для лодырей — слёзовыжималкой. К сожалению, ни о каких «невероятных» сюжетных поворотах тут и речи не идёт. Зато как же смачно сдобрен всякий, кто движется в кадре, блёстками, да ещё под животрепещущую музыку, что, как коронный ударь боксёра в тяжёлом весе, добивает чувства зрителя максимальным накалом «грустинки». Уверен, что девочки в кульминационные моменты рыдали, осушая не одно ведро слёз, дабы не затопить соседей океаном горького потока. Признаю, приём сработал безотказно, даже меня слегка прошибло на «пожалейку».
Есть ещё одна мелочь, что сильно бросается в глаза, кою можно закинуть в багажник к «ленивым решениям» — показана целая толпа спортсменов различных национальностей, правда говорят они не на родных языках, а исключительно на японском, хотя то и дело у наших землячков мелькают словечки да высказывания на русском. Следовательно, авторы «Юры» считают каждого человека на планете носителем совершенного японского, максимум с небольшими проблемами в чтении кандзи? Или мне причудилось? Опять же, вернёмся к «Вольному стилю!!», где этот момент был учтён и умело обыгран: представители разных стран говорили либо на родном языке, либо же с чудовищным акцентом али речевыми ошибками. Решение не только грамотное, но и чутко-продуманное, не вносящее никакого излишнего сумбура в повествование.
В довершение всего, ближе к концу, абсолютно не стесняясь, творцы явно дали волю «яойным» мотивам, ещё бы чуть-чуть и перешли бы в разряд хёнтая. Скажу больше: порядком удивлен каким магическим образом они удержались от такого сильного искушения. Безусловно, ещё один плюс в копилочку для девочек, особенно для столь любознательных, а вот мальчикам точно этакая прелесть не зайдёт, скорее отвадит от потенциального просмотра, тем боле, как уже сказал, никакого развёрнутого «фигурного катания» в картине нет, скорее демонстрация отношений одного Юры с другим. Хотя... тут уж сами решайте: для кого череда неловкостей — плюс, а для кого «бяка» с невкусным кончиком да горькой попкой.
В основной части обзора я никак не упоминаю хорошие стороны «Юри на льду», потому что сюжетные беды напрочь перекрывают любые положительные моменты, скорее служа отвлекающим манёвром и отводом глаз, дабы усилить особые «желания» женской аудитории. Ежели вкратце о них говорить, то, во-первых, отмечу прекрасную рисовку и анимацию, особенно глаз. Детализация одних ресниц чего стоит! В сравнении с Виктором Никифоровым магия взгляда Сатору Годзё нервно курит в сторонке. Во-вторых, мастерски реализована цветокоррекция: от холодных тонов в начале до тёплых в конце, что дополнительно подчёркивает сложность пути перерождения Юри — не только как полностью уверенного в себе человека, но и как истинного профессионала своего дела с большой буквы. В-третьих, полноценно относить в стан «плюсов» музыкальное сопровождение не стану (уже сказал, что оно служит катализатором для накала «пожалейки»), а вот про звук скажу пару ласковых: он очень даже неплох. Например, скрежет коньков о лёд передан чудесно, прочие действия тоже не лишены сочности и приятно воспринимаются на слух.

Какой в итоге перед нами оказался фрукт? Рассчитанный исключительно на женскую аудиторию «яойный недохёнтай», где все такие холёные, лощёные, со сверкающими глазками, только в солнечных лучах не переливаются всеми цветами радуги. Ежели бы в аниме раскрыли суть фигурного катания, как сложной и тяжёлой спортивной дисциплины, то, может быть, чего толкового бы из «Юри на льду» и вышло. Увы, создатели сего творения пошли ленивым и дешёвым путём, когда во главе истории поставили бесконечную «пожалейку» с попыткой искусственно выдавить из зрителя как можно больше эмоций.
*P.S.
Казалось бы, как можно не раскрыть «сути» фигурного катания, ежели процентов пятьдесят, а то и боле от всего хронометража — демонстрация на экране самого катания (или бесконечные яркие мечты да воспоминания о нём в головах героев)? Не знаю как, но авторам это удалось. Причём сам процесс показан велелепно — кадры вполне справедливо назову эталонными. Правда, будучи на позиции «незаинтересованного» зрителя, к финалу я порядком утомился от повторения одного и того же действия: менялся только персонаж, а происходящее оставалось неизменным. Будто телевизор включил во время зимней Олимпиады, а там — о, совпадение! — соревнования по фигурному катанию, да ещё без передышки, четыре часа к ряду. Кому такой подход гарантированно понравится? Тому, кто «в теме». «Новичков» же зацикленное безумие лишь задушит, заставив смотреть «через силу», али вообще «бросить» всякую попытку глянуть произведение.