Олдбой / Oldeuboi (2003)
«15 лет в заточении. 5 дней, чтобы отомстить»

Казалось бы — хорошее произведение: все вокруг твердят одно и то же, дескать, «Олдбой» — картина стоящая, классика жанра и образец восточной драматургии. Но мы-то знаем: «Говорят, в Москве кур доят, а коровы яйца несут». Вот и выходит: фильм трещит по швам в сюжетном плане, держится на последней жиденькой нитке, а к финалу и вовсе рвётся, оставляя нас валяться на дне ямы — к счастью, не заполненной известным содержимым. Ибо техническая часть на высоте, актёрский состав радует — отыгрыш каждого велелепен. Потому разберём каждый аспект по порядку, чтоб дойти до истины.
Вначале поведаю об общих плюсах.
- Во-первых, снято изумительно. Атмосфера гнетущая, как в старом добром Max Payne, сразу даёт понять: впереди — лишь боль да страдание. Добавить бы туда немного дедукции — и получилась бы корейская экранизация «Шерлока Холмса». Не могу говорить с полной уверенностью, но мне показалось, будто бы Гай Ричи черпал вдохновение именно из нашей ленты, когда снимал фильмы о приключениях лучшего детектива всех времён и народов. Разумеется, позднее и авторы сериала с Кембербетчем кое-что подсмотрели да подчерпнули.
- Во-вторых, музыка и звуковое сопровождение тоже занимательны — будто написаны в духе боевиков из 80-90-х: где-то слегка пародийны, но в нужные моменты работают на усиление драмы.
- В-третьих, герой — простой человек: без суперсил, недюжинной выносливости и запредельной прочности. О’Дэсу страдает от каждого нанесённого удара, к финалу вообще сражается из последних сил, причём мы в это верим — не в переносном, а в самом буквальном смысле: нарастающая усталость, боль, что рвёт плоть на части, моральное превозмогание — всё наглядно передано в кадре.
- И напоследок — пару слов об актёрской игре: она заслуживает бдительного внимания и восторженных од. Тем не менее не обошлось без странностей в кастинге: у одних персонажей имеются «молодые» версии, у других — нет. Оттого временные рамки местами размываются, а гримеры спохватываются только под конец — прибавив седины нашему Дэсу, остальных же попросту обделяя вниманием. Однако сами актёры вытягивают ситуацию: главный злодей — услада для глаз и ушек. Каждая реплика сладка, особенно в дубляже — голосом Гоши Куценко. Хотя и его многозадачный прихвостень ничуть не хуже — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ким Бён-ок при всей второстепенности роли — фигура харизматичная, запоминается моментально, как Яян Рухьян из «Рейда» — и пусть экранного времени у него всего минут на пять, столь филигранное исполнение роли выше всяких похвал.
Перед разбором сюжета стоит напомнить: гипертрофированные эмоции и кривляния, переходящие в фарс, — суть восточного кино. В их актёрской школе не до Станиславского и не до Чехова. Тамошнему зрителю не до наших мотиваций, дуг характера али психологических тонкостей — главное: яростно бесноваться в кадре, как можно безумнее да энергичнее, дабы тебя было видно даже тёмной ночью без фонаря на другом конце улицы.
А история донельзя проста. Некто с мешком денег обиделся и выливает свою желчь на бедолагу, который, по его мнению, виноват во всех бедах. Справедливо? С одной стороны — да: отомстить человеку, разрушившему твою жизнь, — желание вполне объяснимое. С другой — имеешь ли ты право на вендетту лишь потому, что неприлично богат? Действительно ли ты безгрешен для броска камня? Вот она — дилемма. С таким же успехом антагонист мог обвинить Но Джу-хвана, друга Дэсу, с коего вся печальная цепочка событий когда-то и началась. Или, подумав получше, самого себя — ведь именно его действия и решения привели к той трагедии. Но человек так устроен — проще обвинить другого, чем признать собственные ошибки, особенно под тяжестью огромного состояния с девятизначными суммами на счету. Недаром же каждая болезненная овечка говорит: «Я страдаю — должен быть кто-нибудь виноват в моём страдании». И тут внезапно можно прийти к неожиданному выводу: автор, быть может, хотел показать несправедливость мира — «виноват, поелику кто-то так решил». Хотя, зная специфику восточного кино, не уверен, что подобный посыл задумывался всерьёз. Возможно, сакральный смысл родился случайно — под влиянием исторического момента, т. е. какого-либо кризиса, военного конфликта и т. п., либо же внутренних тревог али банального давления времени. Нередко бывает, когда творец сам не до конца осознаёт, как вложил в произведение нечто большее, нежели планировалось.
Справедливо вопросим себя: а стал ли фильм хуже от всего этого? Нет. Мы же не судим картину по авторским намерениям. Ежели кино, даже лишённое сознательной глубины, становится культовым, благодаря таланту и трепетному отношению творцов, — и на том спасибо. Пускай местная драма остаётся близка только азиатской аудитории, нам же достаётся добротный экшен. Мы, зрители, — наблюдаем, восхищаемся и делаем выводы.

При всём изначальном скептицизме «Олдбой» оказался не так уж плох. Даже очень хорош. По завершении разбора многое удалось переосмыслить. Ране был к фильму незаслуженно суров — отчасти по вине взгляда не со стороны целевой аудитории, отчасти благодаря американскому ремейку, в коем слабости оригинала хоть и были как-то неуклюже прикрыты, но сильные стороны напрочь убиты — сущий ад в каждом кадре каждую минуту действа. Потому-то я окинул корейского «Олдбоя» свежим взглядом — и, после тысячи и одной думы о нём, увидел, насколько же был вначале несправедлив. Лично для меня фильм стал квинтэссенцией жанра реалистичных боевиков. Допускаю, что по вышеназванным причинам история О’Дэсу понравится далеко не всем, тем паче будет боле близка мужской аудитории — за счёт отлично поставленных драк и мрачной стилистики, хотя какая-никакая драма прекрасную половину тоже вполне может заинтересовать. А вот в чём наверняка уверен — с наскока в такое поле влетать нельзя — уж больно много подспудных слоёв да глубинных мотивов.