Летние войны / Summer Wars (2009)
Sama uozu / サマーウォーズ
«Только не говори, что сломал Интернет!»

Любители аниме знают или хотя бы слышали имя Мамору Хосоды. В далёкие 90-е юный творец участвовал в процессе создания многих громких тайтлов, например, таких как «Драконий жемчуг», «Ван-Пис», «Слэм-данк» и «Сэйлор Мун». Но начало 2000-х стало поворотным моментом жизни Мамору, ведь он начал медленно переходить на сторону не просто режиссуры, а режиссуры исключительно полнометражных аниме, притом позднее зачастую именно собственноручно придуманных. Старт «сольной карьеры» был бодрым и позитивным, потому что Мамору в 2006 году подарил нам бриллиант — «Девочку, покорившую время», что для меня является одним из любимейших произведений вообще. После столь уверенного начала как можно было не пуститься на покорение вольных берегов? Поэтому его первым самостоятельным шагом вперёд стали «Летние войны». Картина адаптирована по одноимённой новелле, являющейся эдаким кратким экскурсом в историю, ведь параллельно ещё выходила полноценная манга. Вся бравая команда датируется 2009 годом. Каким же получился фильм?
Подойдём к обзору нестандартно, да начнём, пожалуй, с минусов: их немного, они не значительны, посему не стоят пристального внимания и преспокойно списываются на «возможные допущения», али на «допустимые огрехи», — мелочи, кои легко простить. Однако есть кое-что, выбивающееся за грань, — допотопный визуал. Поясню: рисовка прекрасна, приятна глазу, фирменная стилистика никак не изменилась, «реальный» мир чудесен, к нему у меня претензий нет, а вот к «виртуальному» имеются ещё какие. Перемещения в страну «ОЗ» слегка теряются на общем фоне, вызывают диссонанс восприятия и кратковременное замешательство. Бесспорно, уже на второе «путешествие» вопросы и проблемы отпадают, поэтому придираться буду только к техническому аспекту (именно к графике). Она выглядит как нечто на десяток лет запоздавшее — вот году в 1999 картинка бы смотрелась превосходно. Увы, в тот момент мы жили в 2009 году, отчего «фантазеометры» отключаем и не берём во внимание. Ежели утрировать, то создаётся впечатление, будто качество понизили до разрешения в 144p со слёзным битрейтом потока, дабы большая часть экшен-сцен выглядела своеобразным сюрреалистическим хаосом. С одной стороны, у режиссёра это вышло, с другой же — боле антуражно и атмосферно смотрелся бы платформенный [пиксельный] хаос, тогда бы кадр выглядел куда стилизованнее. Уверен, кому-то такое исполнение вполне понравится. Даже знаю кому — создатели адаптации «Киберпанк: Бегущие по краю» показывали нечто сходное во время нетраннерских вылазок в сеть. Потому-то спишем мою претензию на вкусовщину, личное восприятие и субъективную токсичную точку зрения, но не высказаться о ней я попросту не мог.
Теперь со спокойной душой пора перейти к плюсам фильма. Положительных моментов достаточно: интересный сюжет, захватывающее дух звуковое сопровождение и отсылочки (куда же без них).
Сюжет. История хороша, главное — последовательна, и особо радует подход к развитию дуги характера. Вначале мы видим, каковы главные герои в глазах общества, после же нам рассказывают о причинах принимаемых неоднозначных решений, отчего каждый поставленный вопрос получает лаконичный ответ, да все кусочки пазла встают на свои законные места. Следить за продуманным и постепенным раскрытием центральных персонажей — сплошное удовольствие, чистая вкуснятина.
Звук. О нём коротко: саунд-дизайн прост и приятен (без нагромождений, с акцентом на подчёркивание ключевых моментов: усиливает напряжение там, где это нужно, и подчёркивает драму, где требуется). Музыкальное сопровождение так же гладко вписывается в повествование, будто вступает в полноценный симбиоз с каждой отдельной сценой, превращаясь в её неотъемлемую часть, как меч в руках рыцаря, являющийся продолжением руки.
Отсылки. Кто читал «Паприку» или смотрел кино-адаптацию 2006 года Сатоси Кона, тот сразу поймёт, чем вдохновлялся Мамору Хосода при создании страны «ОЗ». Тем боле, сюрприз-сюрприз, автор первоисточника написал и «Девочку, покорившую время», над которой в том же 2006 году работал сам Мамору-сан. Да ещё и студия одна (MADHouse). Карты сошлись не просто в пасьянс, а в идеальный оммаж.

Вот таким нехитрым, даже ловким путём мы добрались до подведения итогов, где вывод напрашивается сам собой: перед нами не просто достойный просмотра, но и заслуживающий бурного обсуждения в аниме-сообществе полнометражный тайтл, что для одних покажется современным шедевром, эталоном того, каким образом нужно снимать кино про головокружительные «альтернативные миры», для других же, измоденов как я, превосходной работой, чьи отрицательные стороны с лихвой перекрываются положительными вековыми столпами. Мамору Хосода заложил прекрасный фундамент для своего творчества, написав и сняв «Летние войны». Каждая новая стена в его «доме» (творчестве) всё крепче и крепче, причём каждый раз творец знакомит зрителя с чем-то совершенно новым. Столь душевный и чувственный подход ясно доказывает его любовь к тому, чем он занимается, а подобное трепетное отношение заслуживает уважения и сладчайших благодарственных речей.