Запрещенный прием / Sucker Punch (2011)
«К такому ты не готов!» / «You will be unprepared!»
Запрещённый приём — полностью авторская идея Зака Снайдера, который выступил в качестве главного сценариста, продюсера и режиссёра фильма. Концепция картины проста — показать в слоу-мо то, что происходит в головах у душевно больных и сделать это — максимально эпично, до упора. Смог ли Зак реализовать столь непростой замысел? Да, у него это получилось, ведь он использовал не просто слоу-мо, а своё тайное оружие, аки фирменный подчерк — слоу-мо во время слоу-мо. Замечу: ни один человек на Земле больше не владеет такой силой, чтобы в замедлении показать лаконичное замедление, как минимум пока никто не смог такого грамотно повторить, не скатившись в бездну, мягко говоря, несусветной глупости. Разумеется, итоговый продукт не идеален, без проблем, увы, не обошлось: творение Снайдера вышло на большие экраны слегка прихрамывающей, но всё же гордой походкой. В чём же дело? В каких деталях кроется дьявол?
Начну с того, что кино стоит на двух внушительных опорах, выстроенных из предыдущих работ Снайдера, — «300 спартанцев» и «Хранителей». Благодаря им режиссёр набрался необходимого опыта, чтобы подойти к собственному проекту с полным пониманием дела. К примеру, Куколка брутальна и крепка духом, как царь Леонид, и с чувством внутренней справедливости и несгибаемости, как Роршах. Благодаря чему она крепко и уверенно стоит на ногах, а разум её чист и безмятежен, насколько это возможно, в её голове нет и тени сомнения в том, что каждое избранное действие, да решение могут оказаться хоть немного неправильными. Именно вокруг железной воли строится дуга характера девушки, именно вокруг основополагающих черт личности сюжет движется своим размеренным чередом, благодаря чему мы не просто видим превозмогание на экране, мы в него искренне верим. Победа над превосходящим врагом в финале — никакая не случайность, а закономерный итог, ибо ради достижения желаемой цели Куколка готова принести себя в жертву для «всеобщего блага». При всём при этом не только наша главная героиня хорошо прописанный персонаж, остальные девушки тоже на высоком уровне. Бесспорно, им посвящено меньше кадров на раскрытие, но хуже от того они не стали, Заку Снайдеру удалось не словом, а делом показать значимость каждой малютки в “отряде”.
Помимо великолепной работы с образами, отмечу еще три крепких плюса картины: визуальные эффекты в динамичных сценах, звуковое сопровождение и работа съемочной группы.
- Визуал. Вначале сделаю важное отступление: я прекрасно осознаю картонность графики, но не стоит забывать, что благодаря “Запрещённому приёму” была порождена целая эра отсутствия физики у студии DC Films, в которой Зак Снайдер расправил свои плечи и разошёлся уже на полную катушку, загибаем пальцы: «Человек из стали», «Бэтман против Супермэна», «Лига справедливости», «Чудо-женщина», «Аквамен», у них у всех, что не действие, то сплошная невесомость, последующих сиквелов это также касается. Правда наш случай другой, ведь перед нами не наша реальность, а мир «фантазии», поэтому разрушение законов физики, логики, здравого смысла — позволительная роскошь, которую режиссёр использовал на все двести процентов. Тому подтверждение четыре супер ярких и сочных сцены, особенно хороша первая, где показан поединок с киберсамураями, да ещё и с подтекстом, знаменующим «начало борьбы за свободу».
- Музыка. Было у меня одно интересное подозрение, после же просмотра нашел сборник саундтреков картины и убедился, что так и есть — все они исключительно с женским вокалом. Плохо ли это? Нет, ибо звучат хорошо, придают динамике ещё большей атмосферы “чистого безумия”, как и звуковое сопровождение в целом. Больше всего порадовал кавер «Sweet Dreams», ставший главной темой кино, на оригинальную песню Marilyn Manson, которую ранее слышал в перепевке десятка+ групп, но версия Эмили Браунинг — нечто иное, вышло восхитительно. Только послушайте какая мелодичная песня получилась.
- Технический аспект. Добавить отсылки может каждый, грамотно реализовать же их не всякому дано. Момент из «Властелина колец» — бомба, как и остальные подобные оммажи. Причём, если бы не чуткий симбиоз всех и каждого, то вышла бы каша: красивые ракурсы перехватывают дух; монтаж достаточно динамичен, но уследить за происходящим не составляет труда; при тёмно-холодной цветокоррекции, свет выставлен грамотно; вот этот набор в купе и придаёт картине тот удивительный шарм, что веет от неё от начала и до самого конца.
Об остальных интересных деталях можете узнать в ролике Kinomiraru, где собраны самые занимательные ляпы картины.
(Осторожно: спойлер!)
Казалось бы, сам я только хвалю, да хвалю «Запрещённый приём», где же сокрылся тот самый дьявол? Во временных рамках/ Cобытия происходят в послевоенный период, отчего не трудно поверить в такую адовою халатность, беззаконие и грубейшие нарушения человеческих прав, а через сцену мы видим нечто взятое из современной поп-культуры: от поведения до окружения. Например, откуда такие фантазии про самураев, притом снаряжённых в амуницию времён Вьетнамской войны в начале пятидесятых? Почему ото всюду звучит музыка из девяностых в начале пятидесятых? Почему не заморочились над мелкими деталями окружения и накидали сплошной мешанины? В кадре не хватало только стаканчика из местного Starbcuks. Про мега-крутого меха вообще молча. Как такое можно оправдать? Куколка начиталась книг Айзека Азимова и Станислава Лема? Так она до них ещё дожить не успела, не то, что полноценно прочитать. Когда задумываешься об этом, хотя бы на секунду, то атмосфера чистого безумия в ноарном мире резко теряется. Почему было не развернуть театр действий, не знаю, хотя бы в середине восьмидесятых, али на край семидесятых, коли так хотелось? Тогда доводов к оправданию было бы в разы больше, причём я даже вполне себе мог бы в них поверить. Эх, живём с тем, с чем живём, ведь сам-то я не снял ни одного фильма, ни одного сценария не написал, чтобы так горделиво по-диванному умничать.
В конечном итоге, я пришёл к простому выводу: если вы знакомы с творчеством мистера Слоу-мо, то сюжет картины покажется вам женской версией «300 спартанцев» в мире «Хранителей» только с собственным хитроумным визуалом и мощными музыкальными запилами. Если же не знакомы, то можете ненароком подумать нечто эдакое: «Люди добрые, чёрт побери, да что такое тут творится?!» В целом же «Запрещённый приём» не так плох и вполне имеют место быть, потому что есть в нём своя философия: героини, в отличие от графена, не пустые картонки, за ними интересно наблюдать, их речи не наполнены типичными перлами уровня «феминистку спустили с поводка», как это показали в «Очень плохих девчонках». Наши девушки, в отличии от тех мракобесных, полностью очеловечены, они по настоящему сильные женщины, попавшие в непростую ситуацию, если пребывание в психиатрической лечебнице для убийц можно назвать непростой ситуацией. Спойлер: уже назвал.