Провожающая в последний путь Фрирен / Sousou no Frieren (2023)
葬送のフリーレン

Каждый новый аниме-сезон — удивительная пора, когда сообщество выбирает произведение, о котором будут говорить ближайшие недели, ежели не месяцы. Иногда центром внимания становится достойный тайтл, иногда — проходной, а порой и вовсе не заслуживающий восторженных оваций. Уверен, мне за примерами далеко ходить не стоит: всякий погружённый в тему товарищ уже давно понял, на какие картины я намекаю. Проблема последних всегда одна — красивая картинка разбивается об пустое наполнение, несуразную центральную идею али героев, кои вызывают отвращение своим поведением или поступками. Так к какому из трёх лагерей относится «Провожающая в последний путь Фрирен»?
На тематических просторах встречал множество мнений: от однозначно восторженных до диаметрально противоположных. Негативные комментарии звучат в духе: «Ваша эльфийка — типичная героиня игры в жанре „симулятор ходьбы“, только её история никак не развивается, стоит на месте эпизодов двадцать к ряду — скука смертная». Действительно, если смотреть под таким углом, жизнь Фрирен покажется доказательством «безумной теории» Вааса Монтенегро: изо дня в день повторяются одни и те же события, без надежды на изменение результата. Но ежели бы всё было так просто, мы бы сейчас тут не сидели.
Почему волшебница тратит сотни, даже тысячи дней на изучение простых вещей? Потому что для Фрирен человеческое понимание времени — тихий «пшик» в бесконечности. Тут-то я и понял, что вот оно, то самое редкое явление, когда зрителю показывают обратную сторону жития «бессмертных». Незначительность течения времени, показанное глазами самого эльфа, а не со стороны его спутников, — велелепное отражение сути существа с безграничным опытом и тысячелетней мудростью. Где ещё мы видели подобное? Припоминаю лишь момент из «Семи смертных грехов» о «счастливых временах в пещере» Кинга и Дианы, да отрезок жизни Макии из «Укрась прощальное утро цветами обещания». Хотя в обоих случаях показанное — лишь случайные мгновения, тогда как автор «Фрирен» решила наглядно показать путь длинною в вечность. Не знаю, вдохновлялась ли Канэхито Ямада философией Алана Мура в лице доктора Манхэттена из «Хранителей» али пришла к мысли сама — неважно. Задать нужный тон вступлению и завязке ей удалось.
Почему «Фрирен» получила от сообщества неоднозначные оценки? Якобы героиня безэмоциональна, а вся «харизма» кроется лишь в таланте аниматоров, ибо «мемные» сцены родились исключительно благодаря им, а не манге, где рисовка — на уровне «пятиклассника». Прочитал первые три главы, дабы убедиться в столь критических замечаниях, и ничего из ряда вон выходящего не приметил. Да, в адаптации эмоции показаны живее, но не стоит забывать о титаническом различии статичной картинки и анимации — не в мире Гарри Поттера же происходят события. Что до флегматичного отношения к окружающим, скажу так: в тайтле прекрасно показан путь от тотального цинизма и полного самоотчуждения до возвращения тяги к жизни и обыденному мирскому счастью. «Бесчувственность» — центральная линия первого сезона, где само понятие об эмоциях лишь начинают зарождаться в сознании Фрирен. Тем боле для существа, потерявшего волю к жизни тысячу лет назад и существующего по наитию, как самурай с принципом «нет цели — есть путь», эльфийка справляется вполне достойно. Оная линия и привлекла столько зрителей к просмотру аниме, а затем и к знакомству с первоисточником, ведь проблема самоотчуждения сегодня как никогда актуальна, причём не только среди хиккикомори. Особенно контрастно выглядит тема одиночества и отрешённости между бессмертным и смертным при вводе в повествование Ферн. Для одной их встреча — «очередное мгновение», для другой — начало долгого путешествия.
Наблюдать за перерождением личности, открытием бури эмоций и обыденных вещей — крайне занимательно. Невероятная медитативность «Фрирен» — бальзам для души и сознания каждого, кто отважится её глянуть. Правда, ближе к концу сезона атмосфера слегка теряется из-за смены курса в сторону показа обыденного приключения из точки «А» в точку «Б»: с одной стороны, оно изобилует событиями и раскрывает фэнтезийный мир с новых ракурсов, с другой — теряет изначальную философскую задумку. Плохо ли это? Лично для меня — нет. Чарующий синопсис уже запал в голову слишком крепко, чтобы подобный «поворот» вот так запросто уничтожил величие начальной идеи. Спорить не стану, интерес слегка теряется из-за «замедления динамики». Думается мне, спорное решение принято в угоду увеличения количества глав, дабы искусственно растянуть ленту, что, безусловно, печалит.
Перед завершением блока о сюжете отмечу странность: группа героев известна всем, а простой народ напрочь забывает о волшебнице отряда. Амнезия затмевает сознания даже высшего света общества, отчего возникает мысль: «Четыре великих героя» — шутка, будто кроме Гиммеля никто с владыкой тьмы и вовсе не сражался. Особенно абсурдно это выглядит при наличии в городах и деревнях статуй с детальными изображениями победителей. Ещё больше странности добавляет сцена, где эльфийка стоит напротив скульптуры со своим изображением, но никто её не узнаёт, хотя до кучи эльфы — практически исчезнувшая раса.
Теперь поведаю о техническом аспекте. Повторял уже десяток раз и повторю вновь: не люблю цветокоррекцию с туманом на экране вместо сочных цветов. Лёгкая «дымка» не приносит никакого удовольствия от просмотра, делая картинку блёклой. Скорее, придаёт ей схожесть с разрешением 480p с низким битрейтом потока. Каждый раз, встречая подобное, размышляю об одном: когда модное веяние наконец закончится? Сходный эффект можно увидеть в «Форме голоса», «Апельсине», «Дороге юности» и многих других замечательных работах. Становится ли от такого метода рисовка визуально хуже? Внешне аниме остаётся красивым, ничуть не теряя своей велелепности, но эффект выгорания цветов дико раздражает. Также сигнализирую о наличии 3D-графики, благо она используется лишь в паре сцен, да и в целом анимация исполнена неплохо: не топорно, не выбивая зрителя из повествования. Зато звуковое сопровождение — на высоте, эталонная работа без нареканий. Музыка и саунд-дизайн выполнены в лучших традициях Макото Синкая. Правда, вкуснятина не только в виде красивой этикетки, но ещё и с приятным сладким содержимым безо всякого гадкого белого налёта старости.

«Провожающая в последний путь Фрирен» — невероятно медитативное аниме о смысле бытия. «Людская жизнь коротка, и не стоит превращать её в соревнование на скорость, — шепчет нам Канэхито Ямада, — ведь золотые моменты, происходящие ежедневно, бесследно растворяются в пучине времени, попросту проходя мимо нас». Следовательно, нужно очнуться от забвения, как от дурного сна, и начать подмечать простое и прекрасное, ибо в них скрывается волшебный ключ человеческой души. Именно такую мысль я разглядел между строк. Прост ли посыл? Да. Ошибочен ли? Нет. Вот он — ответ на извечное вопрошение: «Как обрести заветное счастье».