Разбор и анализ «первых восьми минут» фильма «Крейвен-охотник» (2024)
«Villains aren’t born. They’re made.»
Начнём с того, что предыстория Крейвена — великое таинство. В комиксах Сергей Кравинов изначально предстаёт как однозначный суперзлодей. Но вот в адаптации «Человека-паука» (1994) персонаж раскрывается с совершенно иной стороны: как куда боле глубокая и сильная личность, способная на кардинальные перемены. Его история жизни напоминает путь перерождения Тарзана или Маугли, когда людина, ставшая животным, возвращает разум и приводит мысли в порядок, переходя обратно от дикого первобытного состояния к осознанному человеческому поведению. Вернувшись в родные пенаты, он становится не просто частью социума, а полноценным представителем общества и даже добрым, милым сердцу другом Человека-паука, зарывая топор войны между ними в землю раз и навсегда. Время шло, не стояло на месте, и спустя тридцать лет зададимся вопросом: какую же дорогу избрали Sony? Пока остаётся лишь гадать, главное — не скатиться в безумие конспирологического бреда. Однако, ежели судить по тизерам, трейлерам и тем самым выпущенным «первым восьми минутам», справедливо предположить, что нас вновь ожидает становление антигероя — подход, ранее уже опробованный при введении в большую игру Венома. Потому-то сегодня мы сконцентрируем наше внимание на гордо преподнесённом «вступлении», дабы понять, куда оно нас приведёт в конце нашего долгого пути.
После просмотра появляется множество вопросов, но главный из них таков: «Нам показали прямо „вступление-вступление“, нигде ничего не обрезав, али начало таки подверглось магии монтажа?» Если судить об увиденных кадрах как о цельном произведении, то они чётко подпадают под понятие «пролога», но не всё так просто. «Восемь минут» ведут нас из огня да в полымя, ибо ранее студия никогда так резко не показывала главного героя в действии, отчего в голову закрадываются смутные сомнения, будто где-то завалялась случайно пропущенная сцена, а может, две-три — почему нет? Есть ещё второй вариант: Sony пошли нестандартным путём и доказали тезис синопсиса без классических танцев с бубном и длительной, порой скучной предыстории. Вспомним, например, оригинального «Берсерка», где первый эпизод — чистая придумка, дабы заинтересовать зрителя. Могли ли авторы пойти аналогичным путём? Перед нами не Disney, творческой свободы здесь несоизмеримо больше, ведь любое значение, отличное от нуля, стремится к бесконечности.
Ежели я прав, то перед нами смелое решение, а смелый поступок может с лихвой окупиться, ибо зритель требует зрелища, которое и получает, никакое не очередное наматывание соплей на кулак: неудачник, обретающий сверхъестественную силу и немедленно начинающий бороться за добро против всего плохого. Правда, задорное вступление, хоть и изобилует экшеном, но к нему за компанию затесались следующие грехи: нелогичность поступков, речевая дислексия, полная недостоверность, откровенное неуважение и неприкрытый пафос (аспекты перечислены в порядке появления в кадре).
Нелогичность. Метод транспортировки заключённых — невообразимое что-то с чем-то, того гляди конвоиры начнут распивать спиртные напитки вместе с осуждёнными во время поездки. Позже в тюрьме панибратство расцветает пуще прежнего, когда главного героя ведёт до камеры одинокий охранник. Но больше удивляет в происходящем другое — античеловеческое отношение, ведь не предоставляется никакого права выбора комнаты содержания. Уверен, внутри там даже телевизор не 4K [разрешения], а консоль предыдущего поколения, и та — Xbox One. Если говорить серьёзно, то показанные условия напоминают частный санаторий: пускай без роскоши, пускай немного с колючей проволокой, зато с каким шикарным задним двориком, практически филиалом легендарного World GYM где-то в укромном месте глухой безлюдной Тайги.
Дислексия. Всё вступление имеет оригинальную аудио-дорожку, речь исключительно наша отечественная, правда настолько «русская», что понимаешь проговорённое только после чтения английских субтитров. Да, есть там свои бриллианты, которые способны выдать несколько внятных слов, но большинство диалогов — нечленораздельное мычание или бубнёж себе под нос эльфийских заклинаний. Признаю, иногда хочется вместо дубляжа услышать оригинальные реплики, а в «Крейвене-охотнике», боже упаси, надеюсь, далее никто и никогда русский язык в страшном сне не вспомнит.
Недостоверность. Говорить о каком-либо национальном колорите было бы оскорблением, когда дело касается мест лишения свободы. При виде зоны, где-то на отшибе мира, причём внешне настолько серой и бедной, в голове складывается нелицеприятная картина внутреннего убранства и элементарной разрухи. Там же всё чистенько, будто только вчера отшпаклевали да покрасили стены к приезду дорогого гостя. Но главная проблема в другом: наши лагеря так не выглядят, и наши заключённые таким образом себя не ведут. Сцена больше походит на дань уважения «Побегу из Шоушенка» (сцене прибытия Энди Дюфрейна в свой новый дом до конца жизни), несомненно, идеальный оммаж.
Неуважение. Заключается оно в демонстрации бесконтактного боя крупным планом. С одной стороны, понимаю, что взаправду избивать честный народ, пускай и подготовленных каскадёров, за звонкую монету ради красивых кадров какого-то блокбастера, не имеющего намёка на серьёзность, — неоправданная, для услаждения животного позыва изуверская жестокость, кою можно преспокойно избежать, таки у нас на экране не дикое животное, живущее исключительно по закону превосходства «физической силы и выносливости». С другой стороны, настолько нагло подавать зрителю драку с чётким акцентом на «воздушном мастерстве» удара прямо по центру кадра, когда при этом даже не требуется замедление или пауза для понимания всего ужаса происходящего, — откровенный смачный плевок в лицо каждому.
Пафос. Нет человека, который бы не помнил классические боевики восьмидесятых-девяностых, когда изречения героев-злодеев были наполнены исключительно пафосными словами: что ни предложение, то крылатая фраза, а порой, боже упаси, и двойное-тройное комбо из них. Авторы «Крейвена-охотника» вернулись в те золотые времена, и каждый их персонаж извергает поток необоснованно великой мудрости. Кульминация вступления — апогей, пик пафоса, способный смести не просто города, но и целые государства с лица Земли, события же в Сан-Франциско (из эпизода «1002. Угроза самодовольства! / Smug Alert!» «Южного парка»), в сравнении с ним, — серый пшик. В общем, всем волкам на заметку.
Прежде чем подвести черту, хочу поделиться интересными мыслями: прошло несколько лет со дня, как «Крейвен-охотник» должен был выйти в свет. Видимо, создатели решили повременить из-за известных «волшебных событий». Я уже почти был практически уверен в том, что фильм постигнет участь «Гамбита» с Ченнингом Татумом: его долго переносили, а затем и вовсе отменили. Но в нашем случае имелась веская причина: картина давно завершена и готова к релизу, оставалось лишь нажать на кнопку «старта проката». Да и куда её отменять? Даже провальную адаптацию «Спирали» Дзюндзи Ито выпустили в свет в нелицеприятном состоянии, без малейших прикрас, когда вопрос встал о том, забыть ли проект или показать как есть. Важно понимать: одно дело — бедная студия, совсем другое — многомиллиардный гигант. В итоге, после столь долгого ожидания нам представили недополированное вот такое «чудо». Эм... нет слов. Казалось бы, всё цвело и пахло, источая аромат успеха, ничего не предвещало беды, а она внезапно вылезла, словно чёрт из табакерки. Надеемся, что это не финальная версия, и на релизе всё приведут в порядок. Если «нет», то остаётся надеяться лишь на профессиональный каст, который сможет вытащить сие творение из пучин забвения на поверхность. Ведь на главные роли заявлены великолепные актёры: среди них мой любимый «генерал» (легат) Максимус Меридиус — Рассел Кроу, сыгравший отца Сергея Кравинова, аки Пипца. Последнего исполнил Аарон Тейлор-Джонсон, растёт малютка, как же он был хорош в «Быстрее пули».
Официальный мировой релиз намечен на 13 декабря (т. е. состоялся вчера), а в наших краях сдвинут на недельку позже — на 21 декабря. Ждём-с, будем посмотреть, как Sony справится с мечтой о показе «Зловещей шестёрки» на больших экранах. Тем не менее, моё мнение таково: никакого трепета, не взирая ни на что. После просмотра трейлера ожидания упали, и теперь завышенные иллюзии точно не рухнут во время самого просмотра: требования к фильму стали монашески скромными. Пыл поубавился, да направился в клетку — туда, где ему самое место, рядом со зверем по имени Крейвен-охотник.