86 Восемьдесят шесть / 86 Eighty-Six (2021)
86―エイティシックス―
Тема роботов, экзоскелетов, пилотируемых машин — невероятно популярный жанр. Правда, в последнее время авторы нас ничем интересным не радуют: ни в игровой, ни в киноиндустрии. Хотя последние два года изобилуют громкими обещаниями: мол, вот-вот мы сделаем такое, что поднимет мехов с колен и возродит их былое величие. Пока же всё в процессе, приходится выискивать среди низкопробного шлака куцый алмаз, дабы после огранить его до величественного бриллианта. Не спорю, хотелось бы заполучить целую лоханку вкуснятины, но удивительные экземпляры попадаются нечасто. Потому-то сообщество относится к подобным аниме с трепетом: не дай боже на нём появится царапка али жирный отпечаток — только беречь, холить и лелеять.
Ходил вокруг да около «86» долго: раз заметил, два подметил, а на третий, наконец, глядеть присел. Сам тайтл состоит из двух частей, я же расскажу о них сразу, как о цельном произведении. Делить отказываюсь, хотя структурно «сезоны» отличаются очень сильно — подробнее разберём ниже.
Для начала вкратце о том, о чём вообще аниме: история о мехах и людях, о несправедливости и героизме. Перечисление именно в таком порядке не случайно — чётко идём по первым кадрам, где зрителю представляют паукообразные машины во всём их великолепии. Управляют ими, казалось бы, обычные представители человечества. Но вот незадача: позже мы узнаём, что внутри сидят не совсем «люди», потому что с точки зрения местных господ — пушечное мясо, рабы, не выше обезьяны из джунглей по развитию. Однако такая безутешная истина ничуть не заботит наших вояк. Они сражаются не за владык мира сего, а за «родину», за честных людей, за мир во всём мире — пусть даже без них. Им нет места на празднике жизни.
Вступительный эпизод знакомит нас с отрядом. Он большой, с множеством поистине живых персонажей, которые получают развитие по мере продвижения по сюжету. Каждая новая смерть воспринимается с болью на сердце, будто самолично, наравне с героями, теряешь того, с кем родился и вырос, с кем делил несправедливость и служил во благо тех, кто считает тебя грязным недостойным животным. Авторы проводят чёткие параллели и показывают своё видение мира, где во Второй мировой победил бы Третий рейх. Да-да, сходный сюжет можем наблюдать в Wolfenstein, даже продвинутые экзокостюмы имеются, только там не стали изобретать космический корабль — полетели прямо на реактивной тяге пятой точки. Правда, мехи в обоих произведениях символизируют разные вещи: одни служат элементом устрашения, другие же являются символом порабощения. Некоторые возразят, дескать, параллели притянуты из воздуха. Внутри вселенной «86» пропаганда уверяет: в машинах нет пилотов, всё работает исключительно на искусственном интеллекте. Действительно, ИИ — мощь, хотя пропаганда ещё сильнее. За освещение новостей отвечают изуверы по натуре, точь-в-точь как доктор Йозеф Геббельс. Единственный луч света в этом аду — молодой офицер Владилена Милизе. Она чистая идеалистка в начале и матёрая материалистка в конце. Девушка проходит путь до противоположной личности, свершающей, ежели утрировать, настоящую революцию, ударяя в самый корень проблемы, коя преображает её родину до неузнаваемости.
Линия Владилены прописана отлично и не теряет нити повествования в продолжении. Увы, такими успехами не может похвастаться остальная банда. Начало неспешно вводит нас в историю, а во втором «сезоне» темп зашкаливает, гашетка попросту застревает в полу: события следуют одно за другим, скатываясь в сумбур. Будто авторы хотели трилогию, но продюсеры сказали «нет», и пришлось заканчивать здесь и сейчас, ибо никаких «потом» уже не будет. Выправить ситуацию могли дополнительные эпизоды — хотя бы шесть. Или сократить максимально затянутое вступление, пустив сэкономленные драгоценные минуты на финал, ближе к которому диаметрально противоположная ситуация. Тем не менее проблемы с ритмом не дошли до критической точки «невозврата»: аниме балансирует на грани, не скатываясь в бездну. В отличие, например, от того же «Токийского гуля: Перерождения», где темп был таким лютым, что фанатский краткий пересказ может показаться образцом вдумчивости, эдаким трактатом «с чувством, с толком, с расстановкой», благо нашим авторам удалось без чьей-либо помощи извне сохранить разумные границы. Проблема, на мой взгляд, в голливудском подходе к финалу, где ради хэппи-энда жертвуют всем, чем угодно. Правда, не тем, о чём можно было бы подумать. В кульминации показывают безвыходные ситуации (одну за другой) и готовность героев пожертвовать собой. Но на сей раз у них есть право выбора: отступить и выжить или идти до победного конца, не считаясь с количеством павших. Но из-за желания хэппи-энда во что бы то ни стало вся моральная дилемма первой части теряется. Погибших товарищей предают, делая их подвиги бессмысленными. На важных персонажах появляется «защитное поле сценария», уничтожающее даже намёк на саспенс. К тому же просыпается синдром «пожалейки», максимально давящий на чувства зрителя.
Важно понимать: моё суждение основано на сравнении частей, т. к. смотрел я «86» подряд, без каких-либо пауз. Вот так просто меня спустили с небес на землю, привели в замешательство и глубоко расстроили столь резкой деградацией продолжения. Ежели же смотреть обе главы отчужденно друг от друга, то всё будет казаться не таким уж и плохим. Моя громкая тирада покажется, скорее, надуманной, чрезмерно критичной, попросту субъективным токсичным бредом буйнопомешанного. К прискорбию, разделить единое полотно без каких-либо потерь невозможно, поэтому невозможно и отчуждение первой части от второй, они воспринимаются как единое целое. Их разрыв может превратиться в безумие, как решение царя Соломона о разделении ребёнка пополам, дабы каждая женщина забрала себе полагающуюся ей половинку. Наша ситуация полностью аналогична — нельзя и точка.
Перейдём к последнему этапу, немного поподробнее остановимся на техническом аспекте. Во-первых, рисовка персонажей качественная, хоть и рядовая, ничем не примечательная. Главное, эмоции изображены живо, что заслуживает отдельной похвалы. Во-вторых, анимация плавная, не на уровне мегаблокбастера, но и не вырвиглазная 3D-страшилка, как «Кенген Асура». В-третьих, общие планы детально проработаны: города выглядят внушительно, безо всякого «чувства деревни» в три дома, хотя боле меня впечатлили поля сражений, выглядят величественно при всей простоте и пустоте. Особенно впечатляют последствия битв, где открывается леденящая кровь картина гибели тысяч человеческих жизней. В-последних, дельное звуковое сопровождение: эффекты выстрелов, взрывов, движения механизмов — всё радует слух. Увы, про саундтреки такого не скажешь, ведь ближе к финалу ими усиливают накал синдрома «пожалейки» до приторного во рту послевкусие искусственности.
Несмотря на все вышеизложенные претензии, мне «86» понравился. При всех проблемах — не просто аниме, а глоток свежего воздуха в жанре мехов, где последнее время правят дешёвые исекаи. Врать не буду, крепким и уверенным произведение не назову, но ему прощается всё, потому что тайтл дарит возможность просто сесть и насладиться происходящим на экране бешеным экшеном, вот он-то великолепен. К тому же, авторам удалось рассказать красивую историю: достойный сюжет c глубоким подтекстом, пускай сами творцы немного не разбираются в теме и какие-то детали упускают из виду; зато им удалось до мелочей развить персонажей, дуга характера каждого героя проходит через колоссальные изменения, преображая их в диаметрально противоположные личности к финалу. Потому-то картина заслуживает внимания и оставляет глубокий след в душе.