Реабилитация грехов или занесённый чемодан II: Джокер (2019)

«Сделай счастливое лицо, чемоданы привезли»

Пять лет мы ждали продолжения «Джокера» от Тодда Филлипса и наконец-то дождались. Пока картину прокатывают в кинотеатрах, самое время вспомнить о первой части, точнее о её «киногрехах» и реабилитировать те, что я смогу опровергнуть с помощью банальной логической цепочки мысли и знания определённых тонкостей, ведь фильм при комиксной основе имеет глубокие драматические корни, причём ложатся они на самую больную тему современного общества — проблему социального неравенства, поэтому многие сюжетные ходы имеют крепкий, но потаённый, невидимый простому глазу фундамент. Разумеется, знатоки давно расшифровали «знаки» и поделились методом с широкой публикой. Вспомним, например, элементарную фишку с часами, которая была добавлена для того, чтобы зритель при их появлении в кадре мог чётко понимать, когда у Артура «беды с головой», а когда на него обрушивается суровая реальность. Ладно, не за ради обзора мы тут собрались. Приступим к реабилитации.

Перед началом же проясню важный момент: нам необходимо понять одну простую вещь и держать её в голове от начала и до конца, а именно то, что «Джокер» Тодда Филлипса — социальная драма, в которой есть Готэм, но нет супер-преступников, только мафиозные шишки, продажные политики и полицейские, да в край «зажравшиеся» представители местной фауна от капитализма; к тому же режиссёр прохладно высказался про противостояния Бэтмана и Джокера. Ничего однозначного, кроме железного факта: «Бэтман» Мэтта Ривза — другая вселенная, ничего общего между двумя картинами нет и быть не может.

Кто, вдруг, не смотрел до сих пор «Джокера», то либо гляньте вначале фильм, либо же оригинальный ролик Kinomiraru, в котором собрано сто двадцать грехов картины и которые мы внимательно будет рассматривать для того, чтобы понять: какие претензии по делу, а какие ошибочны из-за банальной невнимательности или предвзятости.

#2 «Самый депрессивный и не смешной человек, какого только можно представить, работает клоуном? Где были глаза того парня, что с самого начала на эту работу его принимал?»

Есть прекрасный фильм «Плохой Санта», где сатирически высмеивается образ деструктивной личности, которая работает в сфере развлечения детей. В чём суть? В том, что в американском обществе очень часто именно опустившиеся на дно люди становятся теми самыми «сезонными Санта Клаусами», которые в обычные дни работают простыми аниматорами, потому что для подобного адского труда с мизерной заработной платой не нужно никакого образования, необходимо только нарядиться в выданный костюм и терпеть всю смену. По столь удобному стечению обстоятельств, у Тодда Филлипса персонаж схожего толка. Подтверждается теория элементарным образом — сценой в раздевалке, когда на общем плане показаны не особо выдающиеся лучезарные слитки общества.

#5 «Толпа подростков утащила плакат, который мне работодатель вручил? Зачем просто идти в магазин и сказать, что ограбили, нет, надо броситься за ними с яростными воплями, будто они похитили твою личную ценность, которая бесконечно тебе дорога».

Мы наблюдаем рекордный уровень безработицы в Готэме, видим, как тотальное безразличие правящей элиты к нуждам обычных людей порождает протестные настроения в обществе, доходящие в кульминации до радикальных действий, отчего закономерная теория в голове выстраивается во вполне себе чёткую схему, а именно в то, что владелец «потерянного плакатика» погонит героя метлой куда подальше без выплаты какого-либо вознаграждения за работу, хотя может зайти куда дальше и выдвинуть резонное требование о компенсации причинённого ущерба. Добавим до кучи инфантильность Артура и получим банальную детскую реакцию на вырванное что-либо из рук: «Отдай — это моя конфета».

#7 «Банда подростков бежит в переулок, где никого нету, брошусь скорее за ними, чтоб их в одиночку уделать в своих клоунских башмаках, в которых толком и повернуться нельзя. Нет, понятно, что Артур душевнобольной, но вряд ли по сюжету дебил!»

Подобная импульсивность свойствена душевнобольным, особенно застывшим в возрасте пятнадцати лет: сначала сделал, а потом подумал. К тому же можно провести параллель с Джокером Хита Леджера, когда тот говорил: «Я пёс, бегущий за машиной, я не знаю, что буду делать, если догоню её». Тем более, как сказал ранее, раз Артуру так «важна» его табличка, значит, он за неё отвечает, что называется «головой», отчего моя теория со «страхом увольнения» обретает всё более реальную форму.

#12 «Неконтролируемый смех возникает у Артура в минуты волнения, но когда в самом начале фильма его подростки избили, он почему-то и не думал удариться в хохот, хотя уж тут-то как раз было самое время».

Потому что герой в тот момент и не думал волновался, его окутывал страх из-за выброса адреналина, ведь он потерял вещь, за утрату которой может потерять часть заработка, либо же вообще отправиться на поиски новой работы. Перспективы у него не радужные ни в первом, ни во втором случае.

#23 «У меня на работе есть откровенно поехавший тип с неконтролируемыми взрывами хохота? Надо бы, пожалуй, дать ему огнестрел, наверняка всё будет хорошо».

Ирония иронией, но общество в фильме показано настолько прогнившим, что под прицел издевательств и насмешек попадает всякий, кто хоть немного слабее морально или физически. Получается, в юные школьные годы обижают словом, а во взрослой жизни полноценным делом. Тем более, «достать» оружие и всучить его вот так запросто?! Перед нами филантроп? Скорее некто имеющий связь в криминальных кругах, а подобный «подарок» — не более, чем желание повеселиться, ведь итогом «щедрости» могло быть только одно — убийство, в нашем случае результатом стало жестокое тройное убийство.

#24 «Поэтому я без всякой паузы стану говорить тебе гадости, словно задачу поставил загнать тебя ещё дальше в депрессию».

Начальник стоит на три головы выше Артура по должности и социальному положению, отчего, как уже сказал, подобное «скотское», ничем не прикрытое отвратительное поведение — норма Готэма. Человеческое отношение в городе может быть только при одном условии: если на тебя направлены камеры СМИ, вот тогда показывать своё истинное нутро как-то не красиво, да репутационно опасно для будущих рейтингов предвыборной кампании, того гляди народ не изберёт на почётную должность.

#25 «Вообще-то ограбление Артура отлично пианист видел, он даже голову туда повернул, нам хотят сказать, что он не сказал владельцу магазина об этом ни слова, и просто ушёл восвояси? Не много ли неадекватов на квадратный метр площади?»

Удивляться тотальной отрешённости от чужой беды — глупо, не потому что дело происходит в криминальном рассаднике внутри вымышленной вселенной, а потому что даже в наших реалиях, когда что-то случается, то никто пальцем не ведёт, дабы помочь попавшему в беду. Если хочется привлечь к себе внимание, то лучше кричать во всю глотку: «Пожар». При таком раскладе эффект будет «будь здоров». Если же орать: «Люди добрые, спасите-помогите, убивают-грабят-насилуют», то шанс наткнуться на неравнодушных людей будет заметно ниже, ведь «кто-нибудь добрый спасёт, да поможет, адресована же мольба не лично мне». Увы, таков путь.

#29 «С размером этой крысы переборщили: ещё немного, и её за собаку можно будет принять».

Частичное оправдание можно услышать во время «греха #56» [07:59], от себя добавлю: во-первых, мусорщики бастуют, кучи всевозможных отбросов скапливаются на тротуарах; во-вторых, вообще не удивлён спокойным пешим прогулкам крыс по улицам города, от этой напасти страдают современные мегаполисы, к примеру, тот же Нью Йорк; в-третьих, добавим ко всему отборное четырёх разовое питание, да в купе получим идеальную среду для размножения целых орд грызунов, а появление в их рядах «Голиафов» — вполне себе прямое следствие всего вышесказанного. Меня бы даже не поразили новости о том, что в злачных районах Готэма зафиксированы случаи, когда нападения таких «цуциков» заканчивались нахождением на местах обглоданных до костей скелетов.

#30 «О том, что Артур уволен, босс сообщает, позвонив ему на телефон-автомат».

Всё сводится к простому отсутствию у самого Артура в квартире телефона [о его наличии я в курсе], а раз необходим номер для связи, то почему бы не оставить тот, что имеется под рукой? Не без проблем, конечно, но пользование уличным таксофоном возможно даже простому гражданину для бытовых нужд.

#31 «Бессмыслица полная. Рэндалл хорошо относится к Артуру, револьвер ему дал, чтобы тот смог себя защитить, зачем ему понадобилось героя ни с того ни с сего подставлять — только ради того, чтоб тот ему кровавую баню ближе к финалу устроил?»

«Кровавую баню» или начала «революции» Рэндалл точно не планировал, а вот подставить героя вполне себе мог, ранее я уже высказал предположение о том, что «достать» с лёгкой руки револьвер персонаж мог только из-за причастности к банде. Элементарно, работа клоуном — прикрытие, дабы выведать заветную информацию о благосостоянии заказчиков, которыми становятся мелкие предприниматели, всякого рода учреждения, в конце концов обычные люди в качестве развлечения для детского праздника, самое то для наводчика медвежатника.

#44 «Нестыковочка с возрастом: если сорокалетний Артур встретился с Брюсом Уэйном, когда тому было от силы лет десять, во время их знаменитого противоборства, спустя четверть века, Джокер должен быть дряхлым дедулей под 70, а уж никак не мужчиной в самом расцвете сил».

Замечание хорошее, но ошибочное, потому что «Джокер» Тодда Филлипса — социальная драма, имеющая поверхностное родство со вселенной комиксов DC — имя персонажа и наименование города. По факту оба взяты лишь в маркетинговом ключе. Зададимся же вопросом: «Получила бы картина такую же известность и признание без Джокера и без Готэма?» Уверен, кино бы вышло таким же хорошим, правда привлекло куда меньшую аудиторию, тем более пришлось бы потратить драгоценное время на разъяснение определённых моментов. Например, кто такой Томас Уэйн? Каждый знает кто — отец Брюса Уэйна, добряк, филантроп, чуть ли не золотой человек, который в фильме показан совершенно с другой стороны, как рядовой капиталист преисполненный жаждой воли к власти во имя исполнения американской мечты.

#65 «С какой стати кинотеатр в начале 80-х древний фильм Чарли Чаплина будет показывать?»

Сегодня не редкость встретить кинотеатр, прокатывающий классические фильмы двадцати-тридцатилетней давности, потому что тенденция с новинками крайне удручающая, а хлебушек хочется жевать не чёрствый. В чём интересная особенность такого выбора? В его корнях, поскольку решение не новое, таким промышляли в Америке шестидесятых и семидесятых годах постоянно, были целые заведения, где показывали исключительно классику. К слову, делалось подобное для интеллигенции, богатеев, да политиков. Кого мы видим в кинотеатре Готэма? Томаса Уэйна, самого обеспеченного человека в городе и одного из состоятельнейших людей на всей планете Земля, отчего сразу становится понятно — никакого «отребья» на сеансе быть не может, только деятели искусства, толстосумы, да высокие правительственные чины. Дополнительно догадку подтверждает архитектура здания, заметно выделяющаяся на общем фоне, рядовым такой «домик» не назвать, уж слишком он примечателен, следовательно, мероприятие — не банальный просмотр картины бородатых времён, а демонстрация статуса, рассчитанная как раз на таких высокородных господ.

#78 «И мы так и не узнаем, почему Артур узнает об этом только из записей, будто у него напрочь отшибло воспоминания о том, как отчим его в детстве лупил».

Блокировка мозгом негативных воспоминаний — распространённое явление, причём даже у полностью здоровых людей. Перед нами же душевно больной калека, у которого «беды с башкой» настолько сильные, что он у себя в голове полноценные отношения выдумал, искренне веруя в их реальность. Поэтому факт внезапного «откровения», полученного благодаря записям, — не удивительное, скорее планомерное явление.

#79 «И я так и не понял, каким таким образом его мать, которая уже была признана душевнобольной и опасной для сына, в итоге всё равно его вырастила, вместо того, чтобы со стопроцентной гарантией лишиться родительских прав. Ну не возвращают официально душевнобольным людям детей, не бывает такого!»

Вспомним пример из нашего реального прошлого — сумасшедшего маньяка Спесивцева, который как бы по документам числился на лечении в больнице, но на деле прибывал в собственной квартире, где регулярно демонстрировал тотальную невменяемость, притом соседи были полностью в курсе, кто живёт рядом с ними, и не придавали значения крикам и прочим «особенностям» его поведения, ибо подобное для соседа — норма. Возвращаемся в Готэм и вспоминанием, что город утопает в социальных проблемах, к тому же пришла напасть далеко не вчера, не месяц назад, даже не за год до этого. Значит, приходим к простому выводу: халатное отношение врачей к собственным обязанностям — печальная реальность. Отпустить на волю безумную женщину, да вернуть ей на воспитание сына? Получите, распишитесь, можем ещё одного подыскать для вас из-за причинённых неудобств в клинике.

#84 «О, так все отношения Артура и Софи были только его галлюцинациями?.. Ну спасибо тебе, режиссёр, за то, что мы теперь понятия не имеем о том, не был ли весь фильм всего лишь фантазиями чувака, который на самом деле всё это время так и продолжает на утренниках клоуном вкалывать».

Поворот, конечно, не шьямалановский, но очень интригующий, заставляющий включить голову, к тому же подогревающий интерес зрителя к пересмотру картины, правда на сей раз с чётким пониманием того, что нужно внимательно следить за каждой мелочью, дабы понять: где правда, а где закатились «шарики за ролики». Зададимся вопросом: «Было бы проще, если бы Тодд Филлипс не добавил интриги вокруг отношений Артура, либо же показал их туманность куда более явно?» Бесспорно, намного проще, правда тогда бы зрителя лишили важного элемента просмотра — включения мозга, ибо в блокбастерах приучили его полностью отключать, тут же серьезное кино с определённой целью — показать нарастающее безумие человека, лишённого вообще всего: от банальной работы до государственной поддержки; куда не глянь, кругом сидят недоброжелатели с мечтами оставить на пороге дома очередную гадость.

#116-117-118 «Восхождение Джокера к славе выглядит великолепно, если только не вспоминать, что глубоко несчастный душевнобольной, которого нам показали, в принципе не способен к управлению преступными сообществами и воплощению в жизнь супер-хитроумных планов, не говоря уже о том, что это явно не тот тип, которому позднее безоговорочно начнут подчиняться матёрые гангстеры».

Точкой «невозврата» для Артура становится то самое тройное убийство в метро, именно после жестокой расправы происходит надлом, во-первых, характера героя, он окончательно и бесповоротно сходит с ума, он больше никогда не будет тем, кем он был, визуально это показано в сцене, когда впервые Артур не поднимается по лестнице, а спускается с неё, тем самым закрывая для себя путь назад; во-вторых, сюжета, происшествие вызывает бурную реакцию общественности, причём достаточно радикальную, что в купе дало в конце фильма увидеть диаметрально противоположного человека, Артур, буквально, растворился в своём безумии, став единым целом с ним. Единственный проблемный момент — возраст Хоакина Феникса, можно даже назвать мисс-кастом, даже при условии великолепной актёрской игры и попадания в образ. Этот факт ещё больше отодвигает нас от вселенной комиксов и приводит к обыденной социальной драме, в которой «все совпадения со вселенной DC — случайность».

Кадр взят с сайта Kinopoisk

Вот и подошла к концу вторая великая «реабилитация», а вместе с ней восстали из пепла восемнадцать безвинных «грехов». Хотелось бы больше, но остальные репрессированы по существу, либо же я не подобрал нужных слов для их «спасения», пустившись в дебри конспирологии. К сожалению, не наш метод, вилами по воде мы не водим, сражаемся только силой логики, а кому угодно упрекнуть меня в неточности, то комментарии открыты, приму на себя любой удар обратной связи, главное, чтобы критика была справедливой, а не надуманной.

Поделиться
Отправить
Запинить