Марс Экспресс / Mars Express (2023)
Сегодня получил еще одно очко в пользу того, почему же нельзя бросать любое произведение в начале или на середине, почему же начатое всегда нужно досматривать до самого конца и лишь тогда выносить вердикт, когда пошли титры. Разъясню, «Марс Экспресс» начинается, казалось бы, невнятно, потому что в течение минут сорока был унылым, непонятным кинопродуктом, что получал в каждой сцене замечание, да критику за тот или иной момент на экране, а вот ближе к середине полотно-то начало раскрываться буйством красок, к финалу так вообще уже следил за сюжетом с неподдельным интересом, думаю, мне даже понравилось, пока не понял. Начнем же наше расследование и придем к мистическому пониманию: «Какой же перед нами фрукт, да с чем его едят?»
Немного нарушим последовательность канвы, да начнем с тех самых минусов, врезающихся в разум на протяжении первой трети картины. Почему? Потому что правильно будет начать именно с них, дабы после совершить плавный переход на светлую сторону, причем перетекать будем от страшнейших сценарных злодеяний до крепких сюжетных изысканий.
Для начала, самый страшный гвоздь в крышке гроба — залет на волну хайпа видеоигры «Cyberpunk 2077», точнее дополнения к ней «Phantom Liverty», ведь к 2023 году польская студия успела отмыться от грязи, восстановить лояльность камунити, да тщательно подготовиться к выходу крупного обновления, ранее успев возбудить интерес аниме-адаптацией «Edgerunners», возымевшей огромный успех. Само собой получить стекающие с краев капли вкуснятины будет не лишним, значит, самое время сделать нечто в таком же ключе, желательно, запихнуть туда знакомое: бывшие служаки с военными железяками в теле, до умопомрачения развитая сфера интимных услуг на любой вкус и цвет, всевозможные технические операции совершаются по средством мозгового импланта (звонки, банковские операции, какие угодно подтверждения того или другого из повседневности), а ведь «это уже было в Симпсонах» (в «Cyberpunk 2077») и не надо рассказывать, что просто жанр одинаковый, что просто карты так сошлись, совпадения бывают, но не в нашем случае. Благо, не скатились в дичайшую вторичность, да показали нечто собственное, безусловный плюс, иначе сразу можно было бы такое чудо пролистывать дальше. Следом, перед нами далекое будущее, люди полноценно заселили Марс, а на общих планах видим крайне удручающий пейзаж, безо всякого намека на сай-фай. Элементарно, современные города выглядят продвинутее, например, центр Лас-Вегаса, Сингапура, Токио, Шанхая, Москвы, любого многомиллионного мегаполиса, а тут максимум продвинутая деревня сравнимая с тем же Беверли Хилз, за исключением футуристичных спутниковых тарелок на крышах домов. Либо же вспомним вышедшую двадцать лет назад «Футураму», там будущее выглядело должным образом, как будущее, а не современные продвинутые городки-районы с умными домами на каждом углу. Третий гвоздь — три закона робототехники. В «Марс Экспрессе» гиперболизирована тема с первым законом робототехники Айзека Азимова, нам про него сказали/показали/указали шесть с копейкой раз, но ни про второй, ни про третий ни разу даже не упомянули, даже не продемонстрировали, что они там вообще действуют, зато активное штудирование того, что робот не может навредить людям, причем сведено до уровня абсурда, когда робот/андроид не имеет права даже коснуться человека. Вытекает такое недоразумение в крайне сомнительное, странное, нелогичное правило вселенной, разрушающее понятие робота/андроида в качестве полицейского/пожарного/медика для основной работы, либо для вспомогательной в качестве помощника, ведь на угрозу жизни и здоровья «живого напарника», рядового горожанина, да вообще любого бедолаги, такой кудесник просто плечами пожмет, максимум поморщится от досады: «Нам очень жаль... нам жаль... так жаль...». Продолжим, клише, ставшее классикой, когда главные герои-детективы показаны самыми настоящими «ястребами», а обычная полиция выставлена по типичной схеме абсолютными и ничего не умеющими амёбами, эдакие увальни годящиеся исключительно на потребление пончиков и кофе, другое дело — бравый агент FBI (в нашем случае частные детективы, для данного кино-клише — возможное допущение, ибо одного поля ягода), вот такой легко может выполнить простейшую работу: и тело найти у себя под носом, и запрещенные вещества обнаружить в прикроватной тумбочке. Замечу, чуть позже местная полиция будет диаметрально противоположной, резко эволюционирует в слаженную команду, коей всё по плечу, видимо, в то мгновение сценарист им отдал приказ на отключение протокола «кофепончикового мешка», именно поэтому они с такой величавой молниеносностью преобразились из «гадких голубей» в «прекрасных ястребов». Замыкает же гвоздевую команду топорная графика уровня «Неуязвимого», правда в разы хуже, ведь мелкие детали максимально упрощены, а задние планы местами вообще имеют только трехцветную основу, благо геометрически правильно выстроенную, чтобы зритель не ошибся, что перед ним какое-никакое строение, а не автомобиль или космический корабль. Также, на связь с адаптацией комикса намекает Руби, главная героиня, которая как две капли воды похожа на взрослую версию девочки-монстра (да-да, я в курсе, что Аманда достаточно великовозрастная и с каштановыми волосами, но краску для волос еще никто не отменял, а ее способность идеально накладывается на медленное старение, как раз стала тётей к событиям нашего анимационного фильма, карты сошлись в пасьянс).
Наконец-то можем перейти к плюсам, здесь полно места, где можно разгуляться. Во-первых, «Марс Экспресс» имеет необычное сценарное построение, хотя движется строго в одном направлении безо всяких скачков во времени, флэшбеков и прочего, потому что сюжет закручен должным образом, абсолютно каждая сцена имеет значение, всё показанное имеет связь между собой и вплетено в общее повествование. Разумеется, есть исключения, кроются они в мелких показанных деталях, что по существу являются оммажами на то или иное событие. Например, митинг против распространения AI-технологий в сфере искусства не имеет никакого значения для фильма, зато показывает на какой стороне находятся авторы в вопросе использования искусственного интеллекта. Плохи ли такие отступления?! Нет, внимание наше концентрируется на таких моментах вскользь, акценты сделаны тонко, практически мимолетно и будут заметны только для того, кто находится в теме, рядовой же зритель даже заморачиваться над таким не станет, да пропустит всё мимо глаз. Также, не лишним будет упомянуть парочку запомнившихся забавных оммажей: злобный модифицированный гражданин бежал с лицом полного ледяного отрешения в стиле Роберта Патрика (Т-1000); местные AI-элементы помещены в органические сосуды до боли напоминающие GLaDOS в «теле» картошки, есть как маленькие, так и здоровенные; за основу местного транспорта взяты автомобили из «Я — робот» (на самом деле, если пройтись под карандаш, то легко заметить много чего ещё взятого оттуда, но не буду натягивать сову на глобус, опустим); местный продвинутый аналог милитаристского робота на замену предыдущим моделям и людям — отсылка на ED-209 из оригинального «Робокопа» (либо, вероятнее, те самые дроиды из начала «Защитников» нашего Сарика Андреасяна); уровень человечества дошел до того, что «майнингом» занимаются не на графических ускорителях, а с помощью своих собственных мозгов в черепных коробках. Во-вторых, снова вспомним первый пункт, что каждая сцена важна, казалось бы, обычное вкрапление юмора для разбавления серой повседневности, таки нет, оно превращается чуть ли не в главный «вот-это-поворот», а именно сцена с невозможностью обновления до актуальной версии прошивки из-за недостатка памяти у старой модели — самое настоящее чеховское ружье, причем сработает оно тоже в юмористическом ключе, потому что жизненная ситуация, а за жизнь — не стыдно. С другой стороны, хотя шутка хороша, в то же самое время сложна тем, что показанное было актуально лет так пять-десять назад, сейчас же компании оптимизировали процесс обновления устройств, дабы люди не попадали впросак в неподходящий момент, но данный патрон является двигателем, ведущим нас вперед, поэтому примем его, да по-дедовски посмеемся, вспомнив две тысячи седьмой год. В-третьих, может быть и не так подробно, безо всякого вникания в суть, только общими планами со стороны, а процесс кибер-взлома показан очень достоверно: мы видим полноценное взаимодействие хакера с кодом, с программами для обхода и тому подобному, в обычном-то кино на таком экономят, либо показывают небылицу (взлом Пентагона), тут же наглядно авторы всё нам проанимировали. В-последних, самое главное достижение — отсутствие «толерастического» бреда. Да, расовое разнообразие присутствует, но правильное, каким оно и должно быть. Безусловно, на первых планах в подавляющем большинстве мы видим женщин, правда они не ведут себя так, будто у них есть особые, неведомо кем выданные привилегии по праву рождения, показаны абсолютно адекватными, хотя и со своими тараканами в головах. Также, нет никакого безумства с гендерным вопросом, единожды он был поднят и в тоже мгновение лаконично закрыт.
Важно: после просмотра и всего вышесказанного ко мне пришло осознание того, что анимационное произведение является самой настоящей интерпретацией «живого кино» в сеттинге киберпанка: взят небольшой временной промежуток, никаких детальных раскрытий предысторий персонажей, только ловко показанное то тут, то там, дабы мы самостоятельно додумали определенные моменты, причем сколько зрителей, столько может быть и мнений, ну и заканчивается картина по классике клиффхенгером. Подобный жанр сложен в понимании, ибо происходящее на экране может показаться бессмысленным, скупым, но так оно и должно быть, правда авторы замахнулись малость на крайне сложное в исполнении окружение. Сходу, в качестве примеров, вспоминаются мне только два фильма подобного толка — «Каждому своё» и «Леди Бёрд». Если опустить реализм у первых двух, то вся троица имеет родственные, до боли одинаковые корни. Итак, собрав кусочки паззла воедино, уверенно говорю: «Да, действительно, „Марс Экспресс“ — представитель живого кино только от мира анимации, разумеется, со своими допущениями».
В итоге, пришли мы к тому, что «Марс Экспресс» — хоть и скучно начинающееся, но интересное произведение, правда далеко не для каждого, потому что имеет специфичный жанр, при котором сюжет развивается не типичным образом, да персонажи идут совершенно не теми путями, к каким многие привыкли, отчего восприятие от происходящего по ходу повествования иное. Безусловно, можно воскликнуть, что конфета завернута в атмосферу киберпанка, начинка же другая: вкусная, размеренная, требующая анализа, чтобы такую понять, нужно быть насмотренным, искушенным зрителем, если вы такой, то картина придется вам по вкусу. Напоследок, я так и не понял, а причем тут вообще «экспресс» и «Марс»?!