Мстители: Финал / Avengers: Endgame (2019)
«Part of the journey is the end»
«Мстители: Финал» хвалили критики и обычные зрители, поэтому я ждал чего-то поистине эпичного, с невероятными твистами. Но после просмотра меня ждало разочарование. Почему же?
(Осторожно: спойлер!)
Прежде всего, «Финал» — это трехчасовое уныние, которое можно разделить на пять этапов:
- Грусть: целый час из нас давят слезу, показывая сопли и сожаления оставшихся, всемирную пятилетнюю минуту молчания. Что за это время происходит в картине? Кроме чрезмерной драматизации — ничего. Нарезка сценок после титров — так я могу назвать эти шестьдесят минут. К слову, в конце каждого фильма Marvel была такая сценка, которую многие спокойно пропускали, ничего не теряя.
- Гениальное решение: оказывается, машину времени можно построить ровно за пять лет. После — так же быстро собрать камни бесконечности из альтернативного прошлого и вернуться в нынешнее настоящее. Угадайте, кто тот единственный, кто опровергал малейшую вероятность подобного, а сам в итоге, сидя в гаражике, без проблем создал устройство для перемещения во времени?
- Возвращение и фэйл: каким-то неведомым образом разум Небулы из будущего смог слиться с разумом Небулы из альтернативного прошлого. Как? Никак, даже приспешник Таноса подчеркнул необъяснимость факта слияния разумов. Но это все на руку сценаристам, ведь именно таким ходом они рождают твист с подменой одной Небулы на другую, чтобы вторая помогла с перемещением огромного корабля из прошлого в нынешнее настоящие, что она успешно и делает.
- Битва: Добро vs. Зло, где, естественно, вторые — кучка слабаков, хотя в «Войне бесконечности» элитные войны были практически непобедимы, а мелкие прихвостни давили огромным количеством, которое сократилось до пары десятков. Похоже, что флагманский корабль — показуха, не больше.
- Эпилог: снова пошла слезовыжималка. Мне было плевать на павших мстюнов, потому что за три часа нам показали столько глупостей, что к концу меня пробирал фейспалм до мозга костей.
Есть еще целый ряд идиотских моментов, оставляющих кучу вопросов. Самые смачные:
- Железный человек погиб, уничтожив весь легион и Таноса. Почему же его не вернули к жизни камнем Времени? Например, сам Танос без проблем оживил Вижена таким способом.
- Капитан Америка смог поднять Мьелнир, хорошо, верю, «стал достойным», но как он с его помощью смог призвать гром и молнии? Разве Тор проворачивал подобное не благодаря своей силе?
- Снова Кэп отличился, на этот раз своим эгоизмом. Все двадцать с лишним фильмов он был героем, доблестным и справедливым бойцом, но в «Финале», возвращая камни в свои временные отрезки, он решает остаться в прошлом со своей любовью. Почему же он поступает эгоистично? Потому что есть сцена, где умирающая Пегги говорит о прожитой ею жизни. То есть, нам дают понять, что у нее был муж, дети, внуки и т. д. Роджерс плюет на такие мелочи, ему важнее собственное благополучие.
- Полный дегенерат на альтернативном Таносе, который вместо того, чтобы с полученными знаниями «исполнить свое предназначение» в его мире, решает отправится в другой. Зачем? Для чего? Наверное, проиграть захотелось.
С другой стороны, есть один логичный момент, действительно мне понравившийся, — решение Таноса из нашей временной оси уничтожить камни, чтобы ими никто не смог воспользоваться. Как же он ошибся. Зато подарил нам пару смачных цитат: «Уничтожил. Низвел до атомов»; «Чуть сам не погиб, но дело сделано»; «Я — сама неотвратимость» и «Я даже не знаю кто ты» (правда уже альтернативная версия), позже они стали мемами, добавив еще парочку моментов в историю мемологии:
Засчитаю их за полноценный плюс картины. Когда выбор невелик, приходится довольствоваться хоть юмором, которого в фильме с лихвой.
В итоге могу сказать, что элементарная логика способна творить чудеса с написанием сценария. В «Мстителях: Финал» о ней решили позабыть. Даже больше, наплевать на собственные ограничения. Те же правила перемещения во времени, о которых говорил Воитель, приводя целый ряд картин в качестве примера, были отметены в сторону за ненужностью. Стоит ли проведенное время того? Если до этого вы не смотрели фильмов Marvel, то не стоит тратить три часа на «Финал» — пожалеете.
Пожалуй, теперь можно объяснить успех супергероев, пришедших на смену спецагентам и бойцам кино 2000-х годов. После 9/11 весь мир оказался в ужасе. Поверить в нового Арнольда Шварценеггера уже, скажем прямо, не получилось бы. Не спасет он мир от террористов. Поэтому «Марвел» нашли новую «пилюлю»: оживили супергероев в плащах. Чудеса оказались более востребованными, нежели обыкновенные герои-бойцы, владеющие всеми известными техниками единоборств. Но враг в таких фильмах остался прежним: правительственные заговоры, терроризм, фанатики, оружие массового уничтожения.
Так, думается, и родились «Мстители». В их основе лежит пережитая в начале 2000-х годов травма. Отсюда звучащая в первой половине картины тема утраты, полного разочарования, неверия в себя и в свои силы. Она связана со значением слова «Мстители»: можно отомстить Таносу, но нельзя ни вернуть ушедших, ни преодолеть боль. Бессилие всесильных — новый мотив, которого не было ни в одной из предшествующих картин «Марвел». Этот мотив звучит также во второй половине фильма и связан с двумя метаморфозами: Тора и Халка. Их судьба — это судьба тысяч несчастных людей, переживших войны и спецоперации. Что касается противостояния Тони Старка и Стива Роджерса, то каждому из них тоже суждено пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Если «Мстители: Война бесконечности» были посвящены встрече с неотвратимостью и неизбежностью смерти, то «Мстители: Финал» — встрече со временем. Все герои собираются в великой войне против Зла. Здесь нет хэппи-энда (его нет ни у какой войны), но есть попытка излечить пережитую травму при помощи времени.
И не в логических нестыковках, о которых справедливо пишет автор этой статьи, оказалось всё дело, а в самом феномене «Мстителей», который стал, подобно сказочной игре воображения, востребованным современностью. Не без оснований.