Стоит ли смотреть «Головоломку 2»?
«Смотреть или не смотреть, вот в чём вопрос...»
«Головоломка» — сильное по всем аспектам анимационное кино, что было создано для детей и их родителей. Смело назову эталоном произведения для «семейного просмотра», ведь юным умам было интересно наблюдать за поверхностным контекстом, не вдаваясь в подробности, а взрослым давать дивы от глубинны идеи, казалось бы, какого-то мультфильма. Подоплёка там моё почтение: копать и копать, за сотню лет не раскопать. Пускай прошло лишь десять — уже зарекомендовавший себя бесспорный шедевр, который в будущем неоднократно пересмотрю, каждый раз глядя на него под совершенно новым углом, чтобы разум вновь и вновь расплывался в потоке чистого удовольствия. Почему же Pixar тянули девять долгих лет, прежде чем выпустили продолжение? Возможно, решили повременить и не торопиться, дабы с чувством, с толком, с расстановкой повторить триумф. Оправдалось ли ожидание? Не просто оправдалось, вторая часть возымела колоссальный успех у публики, этому свидетельствуют заоблачные мировые кассовые сборы, восьмикратно преумножившие бюджет, и высокая оценка на разных площадках (Kinopoisk: «8,1», IMDb: «7,9», Rotten Tomatoes: «7,6»), мы же на них не обращаем никакого внимания (на заборе тоже много чего написано), для нас важно другое — качество продукта внутри обёртки. Страшно, очень страшно, нахожусь в подвешенном состоянии, разрываюсь от скепсиса, так хочется ошибаться, так хочется лучшего исхода для одного из любимейших мультипликационных произведений XXI века, но пора в путь в дорогу... Начнём же развивать логическую цепочку из прекрасного далёко.
Важно: «Головоломку 2» я не смотрел ни в каком проявлении, лишь видел кучу трейлеров и внимал отзывам от друзей и знакомых, на чём таки и построил базу своего мнения относительно второй части, кому такое не по душе — закрывайте вкладку, кто же морально крепкий, слушайте и делайте выводы вместе со мной.
Подкрался вопрос: могли ли авторы тогда [в 2015] подумать о том, что через долгие годы им дадут поработать над продолжением? Судя по концовке, не просто догадывались, собственноручно оставили задел на сиквел, чтобы вновь вернуться в мир, где балом правят маленькие человечки. Одновременно удивительно и прекрасно, не так ли? Разумеется, кто скажет обратное — обманет окружение, в первую очередь себя, ибо каждый зритель видевший оригинал покорно ждал тех «лучших времен» и вот они настали... Настали же?! Спорно, затрудняюсь ответить и вот почему: уверен, новые эмоции были придуманы исключительно с заделом на будущее, правда, не на то, где они помогли бы упростить реализацию новой смелой идеи. Всё проще, прозаичнее и со слезами на глазах, ведь хитрые ручонки Disney подобную уловку проворачивали не раз, например, зачем Питеру Паркеру в «Человеке-пауке: Вдали от дома» столько разнообразных костюмов? Ради оммажа, так? Правильно, ради выгоды: «будущее» в «мышином» понимании — будущий доход, конкретно в нашей ситуации, от продажи игрушек, да всякой прочей связанной атрибутики, потому что коммерческий успех мультфильма был неминуем, а пустить в продажу десять разновидностей фигурок вместо пяти — простое, одновременно гениальное решение, лишь бы конвейер работал исправно. Могу ли я ошибаться? К сожалению, нет, зная Микки Мауса, элементарно, вспомним его девиз: «Доить досуха нельзя оставить в покое», знаки препинания расставьте сами.
С другой стороны, плохо ли увеличения эмоций в голове до десяти граждан? Кто-то скажет: ребёнок растёт, его миропонимание крепнет, отчего извилины эволюционируют, будто бы по щелчку становится ясно ранее непонятное. Заявление верное, только эволюция — рождение чего-то нового из несовершенного старого, если утрировать, переводя на простой язык. Вот тут-то подбираемся к канону, где показано следующее: любой живой мыслящий объект на Земле имеет ровно пять эмоций, доказывается факт во время титров. Раз количество «боссов» в голове фиксированное, выходит, каждый из них берёт на себя дополнительно сопряжённые функции, что покрывают весь эмоциональный спектр целиком до необходимого минимума в пять простых эмоций на существо. Из этого же следует то, что сложные чувства формируются из взаимодействия сразу нескольких эмоций, как в зачаточном варианте показано в сцене по приезду в новый дом. Забегаем вперёд к сиквелу, получается, список руководства был пополнен не новыми эмоциями, а лишь сопряжёнными сложными чувствами: тревожность — страх и печаль; зависть — гнев и брезгливость; хандра — страх и печаль; стыд — страх, брезгливость и печаль; ностальгия — радость и печаль. Перемешивать можно сколько и как угодно, в итоге всё будет сведено к пяти простым эмоциям, к той самой эволюции чего-то устаревшего простого во что-то новое сложное притом, что количество слагаемых в уме не прибавится и не уменьшится, они лишь вступят во взаимодополняющие друг друга отношения. Доказывается мой тезис основными событиями оригинала, когда финалом мультфильма становится то самое симбиотическое сплетение эмоций: воспоминания откладываются в памяти не телегой одноцветного десятка шаров, а сохраняются в виде единого монолитного многоцветного палантира. Именно так Pixar девять лет тому назад выстроили предельно логичную и максимально обоснованную концепцию придуманного ими мира, проработанного до мельчайших деталей. Делаем вывод из вышесказанного: получается, добавление пяти новых «небожителей» — выстрел себе в ногу?! Получается, но не буду обижаться на талантов студии, только на бездушную машину «ушастого», как «Фома неверующий», не верю и всё тут, что некогда эталонные мастера могли подобным изуверским образом поступить со своим же детищем.
Вот с таким багажом знаний мы подошли к ответу на главный вопрос моей скромной статьи: «Стоит ли смотреть „Головоломку 2“?» Безумно хочется дать положительный ответ, правда боюсь всё слишком плохо, противоречиво и с наплевательством к первоисточнику, ибо сломана исконная логика мироустройства. Забавно, ведь ранее на свет появилась «В поисках Дори», где те же авторы рассказали историю не в отрыве от изначальной канвы, а в её дополнении, развив существующую задумку, а не выдумав новую. В нашем случае есть один-единственный выход... очень хитрый, но он есть — необходим ритуал отчуждения оригинала от сиквела: продолжение требует просмотра исключительно в отрыве от первой части, либо же окрестить его «ересью от лукавого» и забыть, как страшный сон.