Реабилитация грехов или занесённый чемодан I: Головоломка (2015)

«Нет эмоций, одни занесённые чемоданы»

Кадр взят с сайта Kinopoisk

Девять лет прошло со дня выхода оригинальной «Головоломки», прежде чем свет увидело продолжение. Плохое оно или нет — не стану давать свою оценку, так как ещё не смотрел, правда нахожусь в подвешенном состоянии: пропитан скепсисом, буду рад ошибиться, хочется лучшего исхода для одного из любимейших мультипликационных произведений XXI века. Какие оды я пел, пою и буду петь той умопомрачительной анимации волос Райли — чистый эталон, подавляющее большинство современных картин не могут похвастаться даже отдалённо схожим уровнем в этом вопросе, потому что для реализации требуются десятки, сотни, тысячи часов кропотливого труда, что будут оценены по достоинству скромным меньшинством, итог для корпорации — пустая трата бюджета. Совсем занесло, ближе к делу, в преддверии сиквела, решил сделать разбор «греховных» роликов («паразитировать» на чужом контенте, если кому-то так удобнее), но под нож попадут исключительно те минусы, что я способен логически переосмыслить в причинно-следственной цепочке или оправдать с помощью железных фактов, те же грехи, что по существу объективны — пропускаем, ибо заниматься реабилитацией, опираясь на мои крайне субъективные антитезисы, подкреплённые ничем, кроме честного слова, отказываюсь, либо стоять на крепком фундаменте, либо молчать. В противном случае проще сразу открыть точку на местном базаре, дабы в отместку за проведение вилами по воде, тоже активно до безумия ими водить туда-обратно, пока от усердия пот градом не пойдет. Разумеется, подобное — страшная, недопустимая глупость, ещё и опасная, ведь рано или поздно терпение рыбаков лопнет и они стукнут по башке удилищем.

(Внимание: оригинальный ролик за авторством товарища Dalbek’а)

Перед нами сорок пять (шесть) грехов, список скромный, подавляющая часть претензий по существу, а были и совсем жидкие, на позиции домысла, предвзятости и недальновидности, эдакое требование разжевать каждое допущение, способное легко остаться за кадром и не испортить общего восприятия. Начнём же великую амнистию (номера по счётчику из видео):

#3. «Я так и не понял, почему шар остановился, вроде склон ещё есть, тормозов не было?» (про первое выпавшее воспоминание)

Если вглядеться в кадр, то ясно можно заметить, что местное убранство в разуме Райли на момент рождения крайне скудное, в нём ничего нет, кроме одинокой рельсы. Если вспомнить сцену в конце, когда «рабочее место» эмоций не просто ремонтировалось, а модернизировалось, о чём они восторженно говорили, можно сделать вывод: происходит подобный апгрейд не спонтанно, в определённое время, отчего становится понятным то, что первое воспоминание не могло никуда покатиться дальше, его транспортировкой занималась сама Радость и невозможно с точностью ответить: «Как долго подобное продолжалось?», минимум некоторое время.

#4. «Сама идея того, что „брезгливость“ стоит наряду с такими основными эмоциями, как радость, печаль, страх и ярость, просто никак не укладывается в голове».

Из канона понятно следующее: всякий живой мыслящий объект на Земле имеет ровно пять эмоций, во время титров нам это ясно доказали. Раз количество «боссов» в голове фиксированное, выходит, каждый из них берёт на себя дополнительно сопряжённые функции, что покрывают весь эмоциональный спектр целиком до необходимого минимума в пять простых эмоций на существо. Из этого же следует то, что сложные чувства формируются из взаимодействия сразу нескольких эмоций, как в зачаточном варианте показано в сцене по приезду в новый дом. Забегаем вперёд к сиквелу, получается, список руководства был пополнен не новыми эмоциями, а лишь сопряжёнными сложными чувствами: чувство тревожности — страх и печаль; чувство зависти — гнев и брезгливость; чувство хандры — страх и печаль; чувство стыда — страх, брезгливость и печаль; чувство ностальгии — радость и печаль. Перемешивать можно сколько и как угодно, в итоге всё будет сведено к пяти простым эмоциям (да-да, про них можно с легкой руки сказать в том же духе: чувство радости, чувство печали, чувство страха, чувство брезгливости и чувство гнева, только за этими простыми чувствами стоят только определённые простые эмоции, нет глубины, прямо и без прикрас). Доказывается мой тезис основными событиями оригинала, когда финалом мультфильма становится то, что воспоминания могут быть простыми (одноцветными) и сложными (многоцветными), оставляя единый «след», вместо десятка+, т. е. трансформация в нечто новое. Теперь возвращаемся к Брезгливости. Какая самостоятельная простая эмоция могла бы быть на её месте? Пораскинув пару часов мозгами, в голову не пришло никакой другой, только брезгливость, она там, где должна быть.

#5. «Почему Брезгливость знает, что такое брокколи, но остальные впервые его видят?»

Со слов самой Брезгливости можно легко узнать, что она понятия не имела о том, как выглядят брокколи, до сего момента, но проговорила вслух чёткое описание овощей и сделала вывод, что прямо сейчас перед ней именно они. Откуда ей знать такие подробности, когда другие не сном не духом? Позже по сюжету мы видим, что Радость даёт наказ Печали прочитать «инструкцию». В том же кадре можно заметить множество книг на стеллажах. Соответственно, раз имеются знания про лабиринт долговременной памяти, то обязательно должны иметься где-то томики не только о техническом аспекте головы, но и об отдельных трудах с теми или иными рекомендациями. Исходя из этой цепочки мысли, можно уверенно сказать: «Брезгливость явно читала работу, предназначенную для неё», откуда и подчерпнула знания о главном враге детей — о брокколи.

#12. «И не говори, не может быть такого, хоть двести причин придумайте „почему?“, я не поверю». (про наличие в пиццерии только пиццы с брокколи)

Да, действительно, поверить в такое, мягко говоря, безумие — крайне сложно, но не стоит забывать, что всё происходит в Сан-Франциско. В городе, где угроза самодовольству достигает красной отметки, не раз в Южном парке подобное высмеивалось, ведь жители даже готовы пойти на страдания, лишь бы показать какие они молодцы во всех отношениях, живое воплощение морали, чести и справедливости, о таких почтенных гражданах с восторгом говорят: «И швец, и жнец, и на дуде игрец», отчего наличие в пиццерии только одной странной позиции — вполне нормальное явление. Тем более, если есть спрос, то сделать брокколи «фишкой» заведения — креативное, смелое решение, больше скажу, не удивлюсь, если девять лет тому назад на фоне выхода «Головоломки» множество заведений резко перешли исключительно на этот продукт, сделав его центром всего меню, да в качестве напитка предлагая фреш из него же. Другой, куда более важный вопрос — рентабельность. На просторах СНГ громадное количество заведений открываются и закрываются в течение двух-трёх лет, поэтому наличие капустной пиццерии может быть ещё и вопросом времени, где итогом станет реструктуризация, либо же прикрытие лавочки в связи с банкротством. Говорю без тени сомнения, ситуация в Европе и США аналогичная, гениев рынка с нулевым опытом, но с идеей, хватает везде.

#13. «Мама Райли была совсем рядом, спустя всё это время, она куда-то пропала и только сейчас вышла».

Претензия не состоятельна по причине того факта, что мама героини могла подойти к какому-либо киоску, у кого-то что-то спросить, не в русской тюрьме же, чтобы испугаться узнать про ту же странность с пиццей, на край свои магические очки уронить и со слепого глазу не сразу найти их на земле. Любой из подобных исходов не просто нормален и естественен, он не требует отдельного показа и вполне себе был оставлен за кадром, как излишний и само собой разумеющийся, ведь никто в здравом уме, за исключением воплощения реинкарнации господина Евгения Дюринга, не начнёт заниматься доказательством аксиом, они давным-давно доказаны.

#15. «Тема с брокколи затянулась».

Да, действительно, для нашей публики затянулась, потому что в отличии от американцев на СНГ-просторе практически никто не потребляет их на постоянной основе, но в США культ ненависти к этому овощу планомерно выстраивался не один год, значит, раз уж нам не дали собственной альтернативы, то мы можем лишь покорно терпеть особенность чужой культуры, носители которой с бурными возгласами потирают ностальгическую слезу.

#16. «Проекция то небольшая овальная, то прямоугольная до пола».

По разговору между эмоциями можно легко понять, что Радости нравятся ночные дежурства, а по её действиям ещё проще догадаться, что она любит и повторяет воспоминание с катанием на коньках очень часто, ежели не каждую ночь, будучи на посту. Из чего следует: если в самом начале могло не быть функции разворота проекции из маленького размера до большого, то в последствии появилась, в нашем реальном мире подобная технология плееров присутствует в каждом на протяжении многих лет и является одной из базовых. Можно возразить: мы слышали клацанье по кнопкам, но после воспроизведения оно отсутствовало. Пересмотрев сцену несколько раз, заметил, насколько сильно Радость заворожена происходящим, она растворилась в моменте, отчего нажатие было плавным и не произвело ни звука. Попробуйте повторить, результат будет аналогичен.

#20. «Чем дальше в лес, тем больше дров. Почему все эмоции мамы — это эмоции Райли, только смешанные с её собственной внешностью. Почему они все женского пола, если у Райли две эмоции мужского пола и три женского? Почему у отца тоже самое?»

Вместе с титрами нам показали вставки с различными сознаниями многих людей и животных, у каждой эмоции там свой внешний вид и своя половая принадлежность. Для начала, одни внешне схожи с их владельцами, другие же обладают индивидуальными чертами, а значит всё чистейшая случайность, разумеется, у главного героя вероятность получить уникальный набор на двести процентов выше, чем у рядового пешехода. Наконец, про различие «полов» говорить с полной ясностью трудно, только предполагать: у Райли деление три к двум, а у родителей строго мальчики и девочки, потому что наша малютка эдакая «пацанка», с повышенным уровнем мужских гормонов, взглянем на её хобби — хоккей, выливается такой коктейль в сосуществование в голове одновременно и девчонок, и мальчишек. Моё суждение спорно, его нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Судите сами, правильно ли или ошибочно ли я выстроил следственную цепочку реабилитации, на истинность второй половины греха не претендую, но делить балл на половину не стану.

#21. «Мама Райли при виде первой ссоры с дочерью думает о бразильских лётчиках?! У всех так».

Бразильский лётчик? Скорее полноценный мужчина-мечта для состоявшейся женщины, да не простой, а вона какой удалой — целый актёр какого-то долгоиграющего известного произведения, тот самый персонаж на роли сердцееда, любовника. Подтверждаются мои слова, во-первых, построением кадра, слишком уж выбивается такой мужчина из общего контекста, действия походят на нечто наигранное, что сразу наталкивает на мысль о мелодраме, во-вторых, накалом романтики: от тембра голоса до расстёгнутой рубашки, в-третьих, в те далёкие времена, когда вышел мультфильм, бразильские картины были ещё достаточно популярны, отчего образ горячего мачо — самое простое и гениальное, в-четвёртых, американцы в целом обожают делать оммажи на домохозяек, любящих латиноамериканские или испанские сериалы, в-последних, повторение — мать учения или мечты мамы Райли и школьной учительницы повторяются точь-в-точь не вследствии лени аниматоров, а потому что взяты из чего-то, что обе дамы недавно увидели. Берём вышеназванную пятёрку и получаем венесуэльскую «Санта-Барбару».

#27. «Если Печаль читала инструкции, значит, она умеет читать, так почему сейчас она не может прочитать надпись „входа нет: опасно!“?»

Из диалога понятно, что Печаль пыталась предостеречь Радость от сомнительных действий, но ввиду робости и забитости, ведь всё время приходится слышать только одно: «Сиди тихо-мирно, не отсвечивай», она, когда в очередной раз была перебита (заткнута), сделала так, как делает всегда — покорно прыгнула в обрыв со всеми. Почему лишь в конце смогла взять ситуацию в собственные руки, доказав значимость, как истинного члена команды? Сцена глубже, чем кажется, показывает больше, нежели простой навык «чтения», является первым кусочком паззла в становлении характера героя, открывает двери перерождения, поэтому превозмогание в финале — не случайность, а закономерный итог, пройденный путь изменил её, наконец-то осинка превратилась в апельсинку.

#30. «Не, нифига, мыслительные процессы продолжаются даже, когда человек спит, причём ничем не хуже, когда человек бодрствует».

Действительно, мыслительные процессы продолжаются, но осознанно ли? Нет, мозг работает, если сказать грубо, на пониженных оборотах, как жёсткий диск в компьютере или в ноутбуке при нажатии на «спящий режим». Можно ли считать такое функционирование полноценным? Нет, нельзя. Подтверждаются мои слова несколькими сценами:

  1. При нормальных обстоятельствах, эмоции ночью удаляются на отдых, али куда ещё по личным делам, на дежурство заступает одна, для компании, может, иногда две. Вахту остается держать всегда ограниченный контингент, как было с Радостью.
  2. Когда наша группа прибывает в местный «городок», можно заметить бурную деятельность всех и каждого вокруг (там у них целый Голливуд головного мозга). Вот на них-то в основном и ложится бремя по заведыванию умственной деятельностью Райли во время сна.

#32. «Если в голове Райли всё как в городе, где все знают друг друга, то как можно не знать двух из пяти основных эмоции, что в мире сознания Райли являются чуть ли не президентами?»

На протяжении всей картины мы не раз видим отчужденность вышестоящих эмоций от всех остальных «отделов». Соответственно, их контакт не просто минимален, он вообще напрочь отсутствует (не без пары исключений, например, нам прямо показали взаимодействие с наладчиками пульта-терминала). В конце концов, можно вспомнить идеальный пример из фильма «Дайте жалобную книгу», когда герой Никулина на работе грубит человеку, а персонаж Вицина его поправляет и вежливо помогает клиенту в выборе пальто, после чего поясняет товарищу свою любезность словами: «Начальство нужно знать в лицо!» «Нужно» значит «должен», а «должен» не значит «обязан», как в начальной школе на уроках английского языка учат разницу между «can» и «must», наш случай аналогичен.

#37. «План не имеет никакого смысла. Почему оставшиеся эмоции считают, что возвращение в Миннесоту снова обрадует Райли, если они все чётко осознают, что без Радости, Райли не сможет быть счастлива в принципе?»

Если подумать, действительно, оставшаяся банда должна была прекрасно понимать, насколько бредовы мысли о побеге, но все предыдущие годы, как мы видели в мультфильме и как я уже неоднократно ранее повторил, именно Радость была доминирующей эмоцией, именно Радость стояла у руля, задавая курс всем остальным, именно Радость управляла Печалью, Гневом, Брезгливостью и Страхом. Все они не были самостоятельны, они не имели собственного голоса в полным смысле этого слова, отчего в трудную минуту попросту не смогли понять, как по существу им необходимо поступить, поэтому, находясь в полном смятении и непонимании, работали по классической схеме: «Придёт Радость и всё исправит, а мы послушно выполним». Вопрос: «Каким же образом может прийти радость, если Радость пропала?» У них в головах даже не почесалось «каким таким образом», сделали по наитию. Как уже сказал выше: лишь в финале Радость поняла важность всего спектра эмоций, поняла, что она не единоличный управитель, поводья кареты тянет пятеро извозчиков, только так и больше никак Райли будет полноценным человеком, ведь нельзя всегда быть счастливым, бывают разные жизненные ситуации, нужно уметь выпускать эмоции наружу, либо в один прекрасный день взорвёшься и натворишь дел.

#43. «Хрен пойми, что это за материал, но края у него сейчас температуры огня, Радость и Печаль должны были обжечься». (про «выжженное» сквозное отверстие в окне)

Судя по пшику, Радость и Печаль скорее получили бы травму ещё на стадии образования несанкционированного отверстия в окне, а не тогда, когда решили через него залезть внутрь. Соответственно, раз обошлось в первом моменте без волдырей, то и во втором об края бы не обожглись, да и во всех остальных случаях компания не раз находилась рядом с Гневом во время «взрывов», но никогда ни у кого не было ожогов, даже физического дискомфорта от нахождения рядом в такие прецеденты, значит, его пламя имеет отличные свойства от природного огня при том, что всё равно остаётся мощным выплеском энергии, способным выбить стекло.

#45. «Как так вышло, что у мамы Райли и преподавателя одно и тоже воспоминание, причём один-в-один?»

Во время реабилитации греха #21 я разжевал и доказал на основе пяти тезисов, что мачо-лётчик — никакой не пилот вертолёта, а актёр на роли эталонного красавца из бразильского сериала.

Кадр взят с сайта Kinopoisk

Подытожим, из сорока пяти (шести) грехов нам удалось реабилитировать пятнадцать, что является аж целой третью от общего количества. Неплохой показатель, мне нравится, хотя кто-то заявит: «Алло, реабилитатор, ты же сам местами вилами по воде провёл, обещал воздержаться от такого изуверства», и будет прав, конструктивная полемика — прекрасно, комментарии открыты, каждый имеет право высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу и дать вразумительную обратную связь.

Поделиться
Отправить
Запинить