Обзор на INDIKA

«Просите, и... обманетесь»

В чем гениальность малометражных сериалов и мультсериалов, что были популярны десять-двадцать лет тому назад? Они умещали в своем хронометраже понятную и должным образом преподнесённую историю, отчего зритель понимал «как?», «зачем?» и «что?» вообще произошло на экране, не оставалось никаких вопросов. «INDIKA», при условии множества пауз на отдышаться, от начала и до конца заняла у меня в районе четырех часов, половина из которых — решение загадок. Так займемся же поиском ответа на последнюю: «Получилось ли у авторов рассказать полноценную историю за столь скромное время?»

Важно: игра создана отечественными разработчиками, но никаких поблажек, никакого панибратства не будет, только справедливая критика, только обоснованное восхваление, для меня нет никакой разницы, чьё имя мы видим при запуске, главное — сделать достойное произведение. Для удобства рассказа, разделим его на некие подпункты, дабы подробно разжевать каждый аспект сея чуда: геймплей, графика, музыка, сюжет.

Геймплей. Кратко опишу состав: кат-сцены, бесконечные взбирания куда-то, повторение монотонных действий, поиск священных артефактов и вишенка на торте — реализация флэшбеков через вкрапление в современный движок 8bit-контента. Во-первых, кинематографичных-роликов в игре достаточно, сделаны хорошо, правда не без странностей, ведь по сути они являются скрепляющим звеном между уровнями, то есть сцена заканчивается, появляется синематик, поняли-приняли, не первый день живем, но в паре моментов нам показали просто строчку из библии (экран загрузки) и всё, хотя герои переместились друг от друга на километр, чувствуется пропасть, недосказанность, что же это?! «Не баг, а фича». Во-вторых, ближе к финалу сложилось впечатление, будто играю в «Assassin’s Creed», потому что в любой непонятной ситуации начинается паркур: героиня либо просто куда-то взбирается, либо ей надо куда-то взобраться, дабы решить загадку и пройти дальше, чтобы вновь куда-то взобраться, иногда спуститься, бывает и такое. В-третьих, отдельного внимания заслуживает процесс повторения одного и того же действия по кругу (набрать воды из колодца, перетащить банки сельди и т. д.), олицетворение самых отвратительных квестов из MMORPG, когда тебе всегда на старте надо пройти кровь из носу вагон и маленькую тележку заданий в поисках десяти когтей, что выпадают не из десяти волков, а из тысячи (меняем коготь пса на ведра, на банки и штампуем пока фантазия позволяет), подобный подход — не проявление геймплея, а взятие игрока на удушающий. Благо воды нужно было натаскать в банную кадушку, а не осушить запасы жидкости до дна, как в «Echo Night». В-четвертых, со старта нам говорят о бесполезности получаемого опыта, выдается же последний за нахождение всякого рода «святых артефактов», получается, таких же бесполезных, с другой стороны, за сбор их всех дают «реальное» достижение, хоть и виртуальное. В-последних, мы пришли к действительно интересному решению — реализовать воспоминания Индики с помощью простеньких 8bit-платформеров, что на мой взгляд — лучшее, интереснейшее проявление геймплея за весь проект, потому что привносит нечто собственное, поистине самостоятельное, безо всякой попытки в очередной раз скопировать исследование загадок в пещерах из «Tomb Raider», да загадок на открытых пространствах вперемешку с помешательством из «Senua’s Saga: Hellblade». Одно дело полноценно адаптировать и интегрировать собственную интерпретацию головоломок, другое — нагло точь-в-точь скопировать и добавить без изменения, благо фон с модельками заменили на собственноручные. «Не плагиат, а вдохновение», таким ответом правильнее всего отбиваться от нападок гнусных диванных разоблачителей? Да.

Графика. Разработчики прекрасно владеют движком Unreal Engine 4, потому что выжали из него максимум возможного: качество и детализация лицевой анимации поражает, сравнима, если не лучше, с новым поколением на Unreal Engine 5; персонажи выглядят живыми, не куцыми, бесформенными, кусками полигонов; самое же вкусное — снег, физика моё почтение, отдельный восторг, чистая красота, взаимодействие с ним приближено к уровню «Red Dead Redemption 2». Разумеется, не без косяков: встречал анормальное поведение конечностей, например, когда у колодца крутил громоздкую ручку, то рука выгибалась так, будто сейчас из сустава на мгновение выйдет; иногда части тела/окружения утопали в соседних текстурах при непосредственном взаимодействии, куда же без фирменной придирки мастера: «Привет, дядя Ваномас». Единственная серьезная проблема — пустота окружения, мир не выглядит картонным, но ему не хватает наполнения. Также, бич современных игр — кривая, плохая, либо напрочь отсутствующая оптимизация, здесь же, напоминаю, перед нами инди-игра, достойное техническое исполнение: никаких внезапных просадок кадров; фреймрейт на максимальных настройках идёт плавно, ровным отрезком (1% и 0,1% стабильны); CPU и GPU не простаивают, должным образом нагружаются; видеопамять расходуется по прямому назначению, не пожирается до предела в определенных местах.

Музыка. Определенно, «INDIKA» необходимо проходить исключительно в наушниках, чтобы прочувствовать всю палитру звукового сопровождения — лучшее, что есть в игре, даже больше, услышанное мною, — самое настоящее произведение видеоигрового искусства, мастерская работа, люди причастные к созданию этой вкуснятины — большие профессионалы, их работа — эталон. При всех проблемах, именно фоновая музыка, всевозможные звуки окружение были тем самым спасательным кругом для проекта, плотом, на который можно крепко опереться, наслаждался рокотом каждого листика, шуршанием каждого сугробика, поскрипыванием каждой половички. Пару слов про озвучку: не знаю, что там с английской версией, но наша очень приятная, актеры постарались на славу, вышел годный, колоритный дубляж, за исключением сомнительного решения сделать героя Сергея Габриэляна младшего легким заикой, потому что у малютки не имеется никакого дефекта, речь у него поставленная, да и, видимо, опыта озвучания подобного характера тоже не имеется, отчего голос звучит неестественно, будто язык на холоде онемел (звучит логично, при условии постоянного нахождения героев на морозе в тонких тужурках, но им почему-то всегда там вечно жарко, эдакий сибирский «фуф, Ташкент»).

(Внимание: спойлеры!)

Сюжет. Самый неоднозначный, спорный, разочаровывающий, по совместительству являющийся центральным столпом аспект. Мы должны понимать: перед нами интерактивное кино, каким угодно геймплеем его разбавляй, но во главе всегда будет стоять история, отчего сценарий для такого чуда должен быть вдумчивым, трогающим, прописанным по полной программе; действующие персонажи обязаны пройти путь становления от «осинки» до «апельсинки», либо в обратном направлении, дабы мы понимали их цели и мотивации, могли сопереживать и переживать за них, в противном случае нам [игрокам] будет плевать. Догадываетесь к чему пришли? Достаем лупу и видим, что в повествование сначала введено одно, потом второе, резко оборвано и переключено на третьей, притом ничего не доведено до ума, только до цугундера, отчего история вышла скомканной, непоследовательной, нелогичной, незаконченной, со стойким смрадом пустоты, идущим от невнятной кульминации, да замыкаемый недвусмысленным клиффхэнгером вместо адекватного финала, как если бы «Титаник» оборвался на увиденном сигнальщиком айсберге. Простите, но фильмы так не работают, тем более так не работают игры, нельзя сказать «а», да сразу пустить титры, аль нам без прелюдий прямо и в хвост, и в гриву анонсируют продолжение?! Вот тогда можно было бы со спокойной душой молвить: теперь-то мы поймём... всё поймём.

Ладно, больше разглагольствовать тут не о чем, пора перейти к разбору «двоих из кудеца, разных с лица» — к Индике, молодой монашке, страдающей галлюцинациями, и к Илье, местному бежавшему тюремному романтику, услышавшему глас божий в алюминиевом стакане. К слову, только у главной героини уникальное для северян имя, у остальных же простые, как сибирские валенки, иначе, похоже, лишний раз не поймём какая она особенная-особенная.

Ближе к делу, девушка заклеймена «бесовкой» за разговоры с дьяволом, регулярно видит как тот вылезает из различных отверстий человека, чтобы напугать её до чёртиков, не трудно понять, какую бурную реакцию вызывают такие проказы, отчего поведение послушницы нельзя назвать стандартным, для местных — одержимая, для нас — имеющая психическое расстройство. О причинах возникновения прямо не говорится, хотя вполне понятно, откуда ноги растут: «спасибо, платформеры, просветили». Вот на осмысление оной напасти и замахнулись авторы, получилось же диаметрально противоположное, ибо вместо раскрытия сути проблемы, разработчики от всей души посмеялись над «блаженными», которые действительно страдают от ментальных заболеваний. Складывается стойкая уверенность в том, что для «сценарюг», люди с реальными психическими диагнозами — неформалы, вроде эмо, в общем, некто, сравни подросткам, рассказывающие о боли, о печали, о самоистязании из-за расставания с «любимой(ым)». С чего я так решил?! Ответ лежит на поверхности. На протяжении всей игры помешательство нашей малютки неуклонно шло на спад, рука об руку с угасанием веры, с потерей остатков надежды. Заканчивается светопреставление на мажорной ноте, ведь приковыляли к окончательной утрате веры, к уходу демонов, к исполнению желания. Не шучу, начало: дикие иллюзии вылезают наружу случайным образом; середина: тишь да гладь, да Божья благодать; конец: снова, внезапно, шарики за ролики поперли. Принимаем, продолжаем. Элементарную цепочку выстраиваем — безверье приравнено к излечению, потому как наглядно видим: после целования кудеца и перекрещивания, чуда не случается, зато наступает глубокое разочарование, чувство полного опустошение, сдувающее шизофрению, как волк поросячьи дома. Всё! От «вафки» в голове не осталось и следа, ищи-свищи теперь, как в «Civilization», за очки «веры» купила восстановление. «Вот, что крест животворящий делает», но какой ценой?! Без шуток, нам прямо говорят: «Проблема только в голове, не думай, не грусти, само пройдет». Получается, мне не показалось, был прав, вот так открыто, на полном серьезе авторы высмеяли тех, кому требуется реальная помощь врачей, молчу про оскорбление чувств верующих, не ко мне. Дополнительно подкрепляет мой тезис наглядный образ мученицы, созданный через бесконечную «пожалейку». Тут никоим образом не оправдаешься, сами ясно показали, насильно притащив нас к собственному выводу, да ткнув в него носом, что «цена крепкого разума — полное отсутствие сакрального богатства в душе».

Наконец-то дошли до спутника нашей монашки, с Ильёй обошлись не лучше, аналогично плохо, если не хуже,: каторжанина выставили помешанным фанатиком, чьи убеждения гроша выеденного не стоят — как, внезапно, уверовал, так, внезапно, напился и забылся, ибо заживо сгнившая от запястья до предплечья и отрубленная рука магическим образом обратно не срослась и не исцелилась, беда неописуемая. Подчеркнули абсурдность момента, закрывая сцену ампутации, строчкой из библии: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя». Вдохнули... выдохнули... повторили до полного успокоения... Слов нет, фейспалм есть. Каким выражением можно охарактеризовать столь изуверскую низость? «Очередная насмешка», «смачный плевок в лицо», «адово глумление», только теперь направленное в сторону верующих, будто бы именно за этим персонаж и был введён в повествование. Зададимся же вопросом: нужен ли он вообще? Нет, вычеркните героя, ничего не изменится, с таким же успехом на его месте мог сидеть «мистический голос» из головы. Минуточку, профукан гениальный ход — сделайте Илью плодом фантазии, тогда ваше творение заиграет новыми красками, каждый пробел будет покрыт всеми цветами радуги, а финал перестанет походить на бред буйнопомешанного или на открытое злорадное издевательство над душевнобольными и христианами. «Я — художник, я так вижу», да? Да.

Подведем черту: геймплей — скучное, монотонное копирование идей зарубежных коллег по цеху, будто ради растягивания хронометража, зато с гениальным собственным решением; графика — крепкий фундамент, где взамен некритичных проблем, получаем красивые модельки и головокружительную реализацию снега; звуковое сопровождение — готовый шедевр, чистый восторг, истинное восхищение; сюжет — важнейший и худший кусок известного содержимого, преподнесённый на лопате с десертным плевком прямо в «рыло» публике.

Скриншоты взяты с официальной страницы в Steam

Итог, как «нельзя судить о книге по обложке», так нельзя судить об «INDIKA» по прекрасной картинке, отличной оптимизации и чарующей музыке, ведь её главная часть — настоящая отрава, бесформенное месиво, не пригодное для употребления человеком. Вместо осмысления психических проблем малютки, авторы внесли смуту, да поверх плюхнули ведро издёвок, лучше бы сделали упор на сценарии, а не на игровом процессе, взяв в пример коллег из «LKA». Пускай вышел бы во многом «симулятор ходьбы», но раз умнички из «Odd Meter» хотели донести до аудитории важную социальную проблему, значит, могли бы выкинуть за борт излишний балласт, оставив только свои 8bit-флэшбеки, либо быть последовательнее, да на кадровой бирже найти специалиста с опытом, толкового профессионала, который напишет с чувством, с толком, с расстановкой. Где монету брать?! Легко отвечу: рубануть крошечный кусочек от гигантского бюджета на рекламную кампанию. Вернемся к товарищам по цеху, да вспомним их недавнюю работу — «Martha is Dead», где Джулиет, также, страдала от бед с головой, там сюжет занимателен, последователен, логичен, героиней проникаешься, сочувствуешь, сливаешься с ней, мне было плевать на ужасное техническое состояние, искренне наслаждался каждой минутой. Поэтому советую и вам ознакомиться с нелегкой судьбой сестёр Марты и Джулии, а «беды с башкой» Индики пропустить мимо ушей, как максимум посмотреть прохождение у товарища Дмитрия Куплинова, когда оно выйдет.

Оценка — 4 из 10

Поделиться
Отправить
Запинить